Рукоделие в усадьбе. Руки работали, а сердце дарит

С 9 июля 2015 года по 5 июня 2016 года во Дворце Н.А.Дурасова в Люблино проходила выставка «Рукоделие в усадьбе. Руки работали, а сердце дарит». Выставка посвящена женскому рукоделию дворянского сословия конца XVIII — начала ХIX веков. Выставка рассказывает о повседневной жизни хозяев подмосковных усадеб. Эта тема раскрывается через предметы дамского рукоделия, которые красноречиво характеризуют женский мир загородной усадьбы.
Несмотря на то, что выставка продолжалась почти год, доехать до нее я смогла только за несколько недель до закрытия. Посмотреть на выставке было на что – одни только столики для рукоделия чего стоят! Неотъемлемой частью столиков являются подушечки-игольницы и антикварные ножницы! У рукодельницы всё должно быть красиво!
На рубеже XVIII-XIX веков в дворянском обществе женщине стали отводить все более значительную роль. Теперь она выступает наравне с мужчиной и становится полноправной хозяйкой усадьбы. Она не только ведет хозяйство и воспитывает детей, но и формирует духовный мир дома, который накладывает свой отпечаток на все вокруг, в том числе и на занятие рукоделием. Вышивки, точение из кости и янтаря, миниатюрная живопись выполнялись дворянками на высоком, отнюдь не дилетантском уровне.

Среди различных рукоделий, которыми занимались дворянки, наиболее модным и востребованным было искусство бисера. В России это рукоделие стало достоянием преимущественно аристократок.

Для женщин рукоделие сделалось способом самовыражения, знаком любви и благодарности своим близким. «Руки работали, а сердце дарит», — надпись, вышитая на одном из бисерных кисетов, стала эпиграфом к данной выставке.
В 18 — начале 19 века в усадьбах существовали помещичьи мастерские, где крепостные девушки занимались рукоделием под руководством помещиц. Дворовых девочек отправляли учиться в мастерскую, известную своим высоким уровнем. После обучения мастерицы выполняли самую сложную и кропотливую работу. Кроме того, крепостные мастерицы вышивали целые ковры и мебелью обивку.
На рубеже 18 и 19 веков вышивка стала не просто модным увлечением. С помощью вышивки украшались предметы интерьера: вышитые экраны для камина, обивка для мебели, вышивкой украшались шкафчики и ширмы.
Невозможно пройти мимо напольного ковра, вышитого крестом. Над ковром трудились несколько мастериц. Ковер собран из одиннадцати вышивок, ни одна из которых не повторяется, и обрамлен широкой полосой цветочного бордюра. Фон ковра вышит черными нитками. В небольших частных мастерских мастерицы вручную окрашивали нитки для вышивки.
Вышивка белой гладью, «английская гладь» по тонким тканям широко использовалась в дворянском быту. Такая вышивка гораздо сложнее вышивки бисером или нитками по канве. Эту кропотливую тонкую работу выполняли крепостные мастерицы. Белой гладью и «английской гладью» украшались детали парадного костюма, женское и детское белье.
Поражает воображение вышивка… человеческим волосом! Да-да, вы не ослышались! Сначала кажется, что перед тобой простой карандашный рисунок, но, присмотревшись внимательнее, можно увидеть вышивку волосом! Не представляю, сколько сил и терпения уходило на подобные работы!
По народной традиции девочки из крестьянских семей с 7-8 лет начинали готовить себе приданное: вышитые скатерти, полотенца, праздничную и повседневную одежду. Прялки и ткацкие станки, помогавшие девушкам в их работе, также можно было увидеть на выставке.
На выставке представлено более 300 экспонатов, и каждый из них можно рассматривать очень долго! Не важно, сделана ли работа аристократкой или крепостной девушкой – все работы сделаны с большим мастерством и любовью.

«Без сомнения, искусство вышивки принадлежит к наиболее достойным и приятным женским занятиям. Утонченный вкус образованных женщин… находит в этом искусстве обширную и весьма доступную сферу деятельности, а их нежные руки… следуют за велениями души, направляющей работу. Никогда прекрасная женственность не выглядит так привлекательно, как во время воссоздания на натянутом полотне цветов – этих символов юности и увядания, или венков, посвященных любви и дружбе, более ценимых их обладателями и более долговечных, чем цветы и гирлянды, похищенные у лесов и полей».

Сборник узоров для вышивки «Die Neusten Fortdcbrite… Leipzig, 1805)
 
***
Репортаж написан для журнала «Burda. Вышиваю крестиком, спецвыпуск Июнь 2016»

✉️

Не пропустите новые статьи!

Уведомления о новых публикациях в блоге будут приходить на Вашу электронную почту. При желании Вы всегда сможете отписаться от рассылки.

8 комментариев к “Рукоделие в усадьбе. Руки работали, а сердце дарит”

  1. Комментарий к сборнику узоров:

    "Руководство по рукоделию с изображениями мотивов и образцами вышивки гладью".
    Западная Европа. Лейпциг. 1795 год.
    Старинные рисунки для вышивания являются большой редкостью, поскольку, как правило, они использовались многократно и довольно быстро приходили в негодность.
    Чрезвычайно редкими считаются сохранившиеся до наших дней сборники таких рисунков.
    Одним из наиболее интересных изданий такого типа были выпуски руководства по вышивке Лейпцигского преподавателя рисования Иоганна-Фридриха Нетто, выходившие с 1795 года по 1801 год.
    Особенно ценным представляется первый их этих выпусков, поскольку помимо прелестных рисунков для вышивания он содержит настоящую энциклопедию вышивки 18 века.
    В отдельных главах описаны:
    составление рисунков и перевод их на ткань, включая технику изготовления копировальной бумаги;
    раскрашивание (иллюминирование) рисунков и гравюр;
    изготовление красок и клеёв;
    различные виды вышивки: тамбурный шов, гладь, белая гладь и аппликация тюлем, полузолотное и золотное шитьё, стёганые работы;
    стирка и аппретирование вышитых тканей.
    Рисунки в руководстве Нетто выполнены в технике офорта и приведены в двух экземплярах: один раскрашенный от руки акварелью, другой — в виде контурного рисунка.
    Последний предназначался для перевода рисунка на ткань, а первый должен был служить для подбора цветов.
    Все рисунки снабжены примечаниями, в которых поясняется, для чего может быть использован тот или иной узор: для шейного платка, камзола или платья.
    Только определённым элементом везения можно объяснить то, что в сборнике сохранились и раскрашенные, и контурные рисунки.
    Ещё более редкой случайностью является то, что до нашего времени дошёл и образец вышивки, выполненный по одному из листов сборника.
    Автор сообщает читательницам, что его вышивали лучшие лейпцигские мастерицы.
    На этом образце продемонстрированы почти все описанные в руководстве техники вышивки, что должно помочь, по мнению автора, достижению основной цели руководства: самообучению прекрасного пола искусству.

    Ответить

Оставьте комментарий