Продолжаем рассказ о путешествии в Непал и походе вокруг Аннапурны. Второй день в Катманду. С утра мы отправились в офис Nepal Tourism Board (NTB) оформлять документы для похода. Офис расположен в пешей доступности от Тамеля на пересечении улиц Durbar Marg и Pradarshani Marg, работает ежедневно, кроме суббот и праздников.
По пути к NTB можно увидеть одну из достопримечательностей Катманду — пруд Рани-Покхари (Пруд Королевы). Пруд был создан в 1670 году по приказу короля Пратапа Маллы в подарок королеве, как знак утешения после трагической гибели их сына (во время торжественной церемонии попал под взбесившегося слона). В центре пруда возведен небольшой храм Шивы, соединённый с берегом каменным мостиком. Храм открывается для посещений только один день в году — в последний день фестиваля Тихар.
(Обновление от 2021 года: пруд и храм прошли реновацию, по сообщениям прессы храм отстроили заново именно в том виде, каким он был при Пратапе Малле).
В центре Катманду кое-где встречаются надземные переходы через дорогу, на них происходит стихийная торговля всяким хламом: безымянными китайскими зарядниками для телефонов, нижним бельём, носками и т. п.
За прудом Рани-Покхари находится стоянка трёхколёсных маршруток тук-тук, в Катманду их ещё называют «темпо» (tempo). Эти маршрутки — электрические! Внедрять такие электромобили вместо традиционных тук-туков с бензиновым двигателем в Катманду начали с 1996 года.
Помимо маршруток, общественный транспорт непальской столицы представлен автобусами. Городские автобусы в Катманду бывают частные и государственные (зелёные). У водителя в автобусе есть помощник, обычно молодой парнишка, который собирает деньги за проезд, координирует манёвры в пробках, кричит стоящим на остановках людям о том, куда едет автобус, а в часы пик, порой, и утрамбовывает пассажиров.
С 1975 года в Катманду даже работала троллейбусная линия (подарок Китайской Народной Республики), но до наших дней она не сохранилась — в 2008 году линию закрыли.
Миновав стоянку маршруток, мы вышли на пыльную оживлённую улицу.
Справа от нас за забором находилось поле Тундикхел (Tundikhel) — место проведения различных массовых мероприятий и фестивалей. В южном конце поля оборудованы какие-то укрепления и полосы препятствий — вероятно, там тренируются военные.
Прошли мимо старой автобусной станции Катманду и вскоре за перекрёстком увидели офис Nepal Tourism Board. Вход в нужный нам зал нашёлся не сразу — пришлось немного побродить вокруг здания.
Для похода по Треку вокруг Аннапурны необходимо было получить два документа: карточку TIMS и пермит, стоимость каждого — 2000 рупий (около $20). TIMS оформляют в общем зале, а пермит для Аннапурны — за второй дверью с левой стороны. На столах лежат бланки анкет, которые нужно заполнить и приклеить к ним или прикрепить степлером свои фотографии. По одной фотографии на каждую анкету, и по одной на сами документы — итого, четыре фотографии размера 3×4 см. (Обновление от 2021 года: TIMS для Трека вокруг Аннапурны больше не требуется, нужен только пермит).
Оформление бумаг заняло у нас около 20 минут. Пока заполняли анкеты познакомились с немцами — молодым человеком и девушкой — которые тоже собирались пройти Трек вокруг Аннапурны. Появилась идея совместно заказать на следующее утро машину до Бесисахара.
Получив документы для похода, мы вчетвером заглянули в одно из многочисленных турагентств Тамеля. Там нам пообещали найти хорошую машину с кондиционером за $150 (получалось менее $40 на человека). В том же турагентстве мы, заодно, забронировали себе билеты на автобус Greenline для обратной дороги из Покхары в Катманду.
Условившись о том, где следующим утром нас будет ждать машина, мы отправились гулять по Катманду. Поймали такси и за 400 рупий поехали к буддистскому храмовому комплексу Сваямбунатх (Swayambhunath). Находится Сваямбунатх на холме, возвышающемся над западной частью города.
Сваямбунатх — одно из самых древних религиозных мест на территории Непала. Согласно обнаруженной исследователями надписи на камне, храм был построен по приказу короля Врсадевы в V веке нашей эры. Ряд документов также свидетельствуют о том, что уже в III веке до нашей эры на холме существовал храм, построенный императором Ашокой, но впоследствии разрушенный. За свою 1500 летнюю историю Сваямбунатх реконструировался и перестраивался 15 раз. Последняя плановая реновация храма была произведена в 2010 году, но после землетрясения 2015 года храму снова потребовались ремонтные работы.
К Сваямбунатху можно подняться двумя путями — по крутой лестнице с восточной стороны или пологим подъёмом с юго-западной. Такси привезло нас к подножию восточной лестницы, и мы решили подняться по ней, а спуститься с юго-запада.
В начале подъёма, где лестница ещё не очень крутая, можно встретить продавцов сувениров, художников и знакомых нам по прошлой поездке мужчин, вышивающих в ковровой технике. Они с удовольствием показывают всем желающим, как вышивать. Здесь же можно купить трафареты для вышивки, пяльцы, мулине и, конечно же, иглы для вышивки в ковровой технике.
Восточный подъём к храму был сооружён в XVII веке по приказу короля Пратапа Маллы (того же, который построил пруд Рани-Покхари). Говорят, что в ведущей к храму лестнице 365 ступенек — по числу дней в году. Мы не считали, поэтому подтвердить не могу 🙂
А вот и главная ступа. Для иностранных туристов проход к ступе платный — 200 рупий.
Архитектура буддистских ступ Непала символически отображает путь к Просветлению. Белый купол в основании ступы символизирует наш мир, а тринадцать позолоченных ярусов, составляющих вершину — ступени духовного осознания, которые должны пройти живые существа, чтобы достичь Просветления и состояния Будды. К четырём сторонам света обращены глаза Мудрости и Сострадания, а над ними находится точка — «третий глаз», обозначающий духовное зрение и способность видеть за пределами материальной природы вещей и иллюзий. Символ на месте носа — это санскритская цифра «1», говорящая о единстве всех вещей и единственном пути к Просветлению через учение Будды.
С холма, на котором расположен Сваямбунатх, открывается панорамный вид на хаотичную застройку Катманду. Если бы не дымка, висевшая в тот день в воздухе, то были бы видны окружающие Катманду горы.
Прошлись по храмовому комплексу.
Некоторые из построек Сваямбунатха получили повреждения при землетрясении 2015 года и ещё не были восстановлены.
К услугам туристов на территории храмового комплекса открыто множество сувенирных лавок.
В одном из переулков работают резчики по камню.
Среди вырезанных из камня сувениров часто встречаются доски для игры баг-чал. Это древняя непальская логическая игра для двух человек. Подробности и правила можно узнать из статьи в Википедии.
Непальцев в Сваямбунатхе не меньше, чем иностранных туристов.
Но и тех, и других превосходят числом макаки. Сваямбунатх даже имеет второе неофициальное название — «Обезьяний храм».
Мы оказались в Сваямбунатхе как раз во время кормления обезьян.
Обезьяны в Сваямбунатхе повсюду.
Местные собаки, по-видимому, недолюбливают обезьян. Мы наблюдали, как несколько собак с лаем бросились к двум прогуливавшимся у ступы макакам — но обезьяны, понимая, что через ограждение-решётку их не достать, шли нарочито неторопливо и важно, не обращая ни малейшего внимания на заливающихся лаем собак. А вообще, макаки живут большими кланами, заступаются друг за друга и могут быть весьма агрессивными. В случае масштабного конфликта на собак мы бы не поставили.
Вниз со Сваямбунатха мы пошли по второй, более пологой лестнице.
На этом пути установлена небольшая белая ступа, окружённая множеством буддистских молитвенных флажков.
Около ступы — пруд с позолоченной статуей Будды. Посетители храма бросают с берега пруда монетки, стараясь попасть в маленький горшочек у ног Будды. В Непале монеты очень редко встречаются в повседневном обращении, поэтому возле пруда сидит меняла, который может поменять бумажные купюры на монеты с комиссией 20%.
И, конечно, тут тоже много обезьян.
В тот день макаки развлекались тем, что прыгали по-очереди с дерева в бассейн с водой.
У подножия холма посетителей встречают большие позолоченные статуи Будды Майтреи, Будды Шакьямуни и Падмасамбхавы. Статуи, если не ошибаюсь, современные.
Выйдя с территории храмового комплекса, мы взяли такси и вернулись в гостиницу.