Погуляв полтора дня в Катманду и оформив все необходимые документы, мы выехали в район нашего похода. С машиной турагентство не обмануло — новенький внедорожник Mahindra Scorpio ждал в 6 утра в условленном месте неподалёку от гостиницы. Немцы, с которыми мы совместно наняли машину, были уже там. Погрузив рюкзаки, наша маленькая компания отправилась в 5-часовую поездку до городка Бесисахар (Besisahar).

Непал, внедорожник, Mahindra Scorpio
Наш внедорожник

Предстояло сначала проехать первые трети четверти пути по дороге, ведущей в сторону Покхары — крупнейшего, после Катманду, города Непала, затем свернуть с неё на дорогу до Бесисахара.

Непал, Катманду, дорога
На выезде из Катманду

В этот ранний час навстречу ехало множество грузовиков, спешивших в Катманду. Грузовики сильно коптили и пылили, поэтому окна машины приходилось держать закрытыми.

Непал, грузовик
Грузовики около Катманду

У владельцев грузовиков в Непале существует обычай красочно оформлять свои машины. В ход идут краски всех цветов, ленты, светодиодные гирлянды, разнообразные украшения. На бортах рисуются сказочные пейзажи или изображения богов. На бамперах пишется какая-нибудь надпись — наиболее популярные это «Road King» и «Speed Control». Знаки аварийной остановки тоже используются в качестве украшения, а в случае поломки или аварии на дорогу просто кладут ветку с дерева. Звук сигнала у здешних грузовиков под стать внешнему виду — ни один уважающий себя непальский дальнобойщик не поедет на грузовике с простым «би-би» — сигнал обязательно должен играть какую-нибудь замысловатую мелодию.

Непал, Грузовик, побрякушки
Украшения непальских грузовиков

Автобусы украшают не столь роскошно, но иногда тоже можно увидеть интересные экземпляры.

Непал, автобус
Автобус Facebook. На крыше перевозят козу

Катманду остался позади, а вместе с ним и большинство грузовиков. Мы поехали побыстрее.

Непал, дорога
Дорога Катманду – Покхара
Непал, деревня
Деревня у дороги
Непал, дорога
Дорога Катманду – Покхара
Непал, деревня
Деревня у дороги

В тот день почему-то встретилось много автобусов с разбитыми лобовыми стёклами — просто какая-то эпидемия! Ни до, ни после мы такого в Непале не видели.

Непал, дорога, автобус
Автобус с разбитым стеклом
Непал, автобус
Автобус с плёнкой вместо лобового стекла

Езда на крыше автобуса — привычное дело в Непале. Хотя практикуется уже не так часто, как раньше.

Непал, дорога, автобус
Автобус с пассажирами на крыше

Довольно долго ехали вдоль реки Трисули.

Непал, река Трисули
Река Трисули

Около деревни Муглинг (Mugling) в Трисули впадает река Марсъянди, по долине которой будет проходить первая половина нашего похода.

Непал, дорога
Дорога Катманду – Покхара

В одной из придорожных деревень местные жители что-то праздновали.

Непал, праздник
Праздник

Примерно через 3 часа после выезда из Катманду мы прибыли в деревню Думре.

Непал, Думре, дорога
Думре
Непал, автобус
Придорожная торговля в Думре

В Думре находится развилка: главная дорога ведёт в Покхару, а на север отходит второстепенная дорога до Бесисахара.

Непал, Думре
Думре. Поворот на Бесисахар
Непал, дорога
Дорога Думре – Бесисахар

Дорога от Думре до Бесисахара узкая — встречные машины разъезжаются с трудом, но движения на ней почти нет. По сравнению с главной дорогой на Покхару, ехать стало гораздо приятнее.

Непал, дорога
Дорога Думре – Бесисахар
Непал, дорога
Деревня у дороги
Непал, дорога
Дорога Думре – Бесисахар
Непал, дорога
Рисовые поля вдоль дороги Думре — Бесисахар

Несколько раз дорогу пересекали неглубокие водные потоки — машины их проезжают вброд.

Непал, дорога, автомобиль проезжает ручей вброд
Дорога Думре — Бесисахар

В Бесисахар приехали к 11 часам утра.

Непал, Аннапурна, Бесисахар
Ворота Бесисахара

Бесисахар — административный центр района Ламджунг (Lamjung). Городок пыльный и не особо интересный, каких-либо достопримечательностей не обнаружено. Высота 800 метров.

Непал, Аннапурна, Бесисахар
Бесисахар

В дальнем конце Бесисахара расположена стоянка автобусов и джипов, отправляющихся вдоль Трека вокруг Аннапурны. Там же находится пост, где у туристов проверяют документы для похода. Тот, кто не успел купить TIMS и пермиты в Катманду может оформить их в Бесисахаре.

Машины, пришедшие из Катманду, выше в горы не поедут. Дело в том, что дороги в Непале контролируются синдикатами перевозчиков, и по их договорённостям столичные машины на данном направлении не возят пассажиров дальше Бесисахара — чтобы местные автовладельцы тоже могли заработать на туристах. Непальское правительство пытается бороться с системой синдикатов, но пока безуспешно.

Из Бесисахара (по состоянию на 2016 год) можно за 200 рупий доехать на автобусе до деревень Бульбуле (Bhulbule) и Нади-Базар (Ngadi Bazar), но мы планировали начать поход подальше — в деревне Чамдже (Chamje). Чтобы туда добраться нужен внедорожник — их довольно много отправляется из Бесисахара. На внедорожниках в горные деревни завозят товары, продукты, строительные материалы и пассажиров. Искать машину не пришлось — едва мы прибыли в Бесисахар, как к нам подошёл молодой непалец и предложил ехать далее на его джипе. До Чамдже он согласился довезти за 1800 рупий с человека.

Рюкзаки разместились на крыше, туристы и местные плотно набились в салон — и мы отправились в путь. Теперь мы ехали по долине реки Марсъянди.

Непал, Аннапурна, река Марсъянди
Река Марсъянди

Автодорога, ведущая в горы от Бесисахара до деревни Мананг, появилась не так давно — менее 5 лет назад. Дорога эта очень плохого качества — сплошные ухабы, ямы и булыжники — поэтому проехать по ней могут только джипы и брутальные непальские автобусы. В основном дорога повторяет путь горных троп, соединявших до её строительства деревни этого района и составлявших существенную часть Трека вокруг Аннапурны. Любители походов, разумеется, были не рады замене пеших троп на грунтовую автодорогу, и маршрут начал стремительно терять популярность. Местные жители, ранее активно приветствовавшие строительство дороги, осознали последствия и в отчаянии рвали на себе волосы — туристический бизнес являлся главной статьёй их дохода. Спасло ситуацию лишь создание новых троп, проходящих вдали от дороги, а так же то, что трафик на ней по-прежнему остаётся незначительным (спасибо ямам и ухабам). Но деревням в начале маршрута это уже не поможет — туристы нынче проезжают их на джипах без остановки.

Для обозначения новых троп, избегающих автодороги, в путеводителях и на схемах стали использовать аббревиатуру NATT (New Annapurna Trekking Trails). Конечно, с открытием автодороги Трек вокруг Аннапурны многое потерял — нет уже той атмосферы затерянных и труднодоступных мест, но всё же изумительные гималайские ландшафты никуда не делись, и прохождение маршрута по-прежнему будет незабываемым приключением для любого туриста.

Непал, Аннапурна, джип
Джип в деревне на горной дороге Бесисахар – Мананг

Переваливаясь с кочки на кочку, наш джип полз по горной дороге. Расстояние от Бесисахара до Чамдже около 35 км, машины проходят его за 3 часа.

Проехали через деревню, где прямо посреди дороги были сделаны большие качели из стволов бамбука. Такие бамбуковые качели очень популярны у непальской детворы. Ещё одна чрезвычайно популярная забава — воздушные змеи.

Непал, Аннапурна, качели
Качели

Но вот нам пришлось остановиться — впереди поломался джип, заблокировав узкую дорогу.

Непал, Аннапурна, джип
Джип сломался

На этой суровой дороге машины ломаются часто, и местные водители уже наловчились быстро их чинить подручными средствами. Минут через пятнадцать сломавшийся джип обрёл способность передвигаться, дорога освободилась — и мы поехали дальше.

Непал, Аннапурна, река Марсъянди
Река Марсъянди

Наконец, прибыли в Чамдже. Высота 1430 метров. Деревня разместилась на солнечном пригорке, окружённом со всех сторон вертикальными стенами ущелья реки Марсъянди. Мы с немцами выгрузились здесь, а джип, скрипя и громыхая, покатил по дороге дальше.

Непал, Аннапурна, Чамдже
Деревня Чамдже

На наш взгляд Чамдже является оптимальной точкой для начала похода по Треку вокруг Аннапурны. Начиная маршрут здесь, а не в Бесисахаре или Бульбуле, можно сэкономить 1–2 дня, пропустив не особо впечатляющий участок пути. Автодорога в Чамдже не заканчивается, но забрасываться на джипах ещё дальше не стоит — за Чамдже уже идут красивые места, которые будет жалко проскочить мимо на машине.

Непал, Аннапурна, Чамдже
Деревня Чамдже

На ночь мы остановились в гостевом доме, который порекомендовал водитель, и который, наверняка, принадлежал кому-то из его родственников или друзей 🙂 Впрочем, жильё оказалось неплохим.

Непал, Аннапурна, Чамдже
Гостевой дом в Чамдже

Заселившись, вышли прогуляться. Прошли немного назад вдоль дороги, по которой приехали на джипе.

Непал, Аннапурна
Тропа

Там, неподалёку от деревни, на противоположном берегу ущелья есть потрясающий водопад!

Непал, Аннапурна, водопад
Водопад около Чамдже

При желании можно даже остановиться на ночь с видом на водопад — местные построили напротив простенький гостевой дом с рестораном.

Посмотрев на водопад, мы вернулись в деревню. Следующим утром начинаем поход по Треку вокруг Аннапурны!


Оглавление серии «Непал. Вокруг Аннапурны»

  1. Непал. Вокруг Аннапурны: 1. Маршрут и планы
  2. Непал. Вокруг Аннапурны: 2. Катманду (перелёт, Пашупатинатх)
  3. Непал. Вокруг Аннапурны: 3. Катманду (пермиты, Сваямбунатх)
  4. Непал. Вокруг Аннапурны: 4. Катманду (площадь Дурбар, 18+)
  5. Непал. Вокруг Аннапурны: 5. Катманду – Бесисахар – Чамдже
  6. Непал. Вокруг Аннапурны: 6. Чамдже – Дхарапани
  7. Непал. Вокруг Аннапурны: 7. Дхарапани – Кото
  8. Непал. Вокруг Аннапурны: 8. Кото – Писанг
  9. Непал. Вокруг Аннапурны: 9. Писанг – Нгавал
  10. Непал. Вокруг Аннапурны: 10. Нгавал – Мананг
  11. Непал. Вокруг Аннапурны: 11. Ледяное озеро (Ice Lake)
  12. Непал. Вокруг Аннапурны: 12. Мананг – Базовый лагерь Тиличо
  13. Непал. Вокруг Аннапурны: 13. Озеро Тиличо
  14. Непал. Вокруг Аннапурны: 14. Шри-Кхарка – Торонг-Педи
  15. Непал. Вокруг Аннапурны: 15. Перевал Торонг-Ла
  16. Непал. Вокруг Аннапурны: 16. Муктинатх – Кагбени
  17. Непал. Вокруг Аннапурны: 17. Кагбени – Джомсом – Марпа
  18. Непал. Вокруг Аннапурны: 18. Марпа – Калопани
  19. Непал. Вокруг Аннапурны: 19. Калопани – Татопани
  20. Непал. Вокруг Аннапурны: 20. Покхара
  21. Непал. Вокруг Аннапурны: 21. Домой

Добавить комментарий

Закрыть меню