Погуляв полтора дня в Катманду и оформив все необходимые документы, мы выехали в район нашего похода. С машиной турагентство не обмануло — новенький внедорожник Mahindra Scorpio ждал ранним утром в условленном месте неподалёку от гостиницы. Немцы, с которыми мы совместно наняли машину, были уже там. Погрузив рюкзаки, наша маленькая компания отправилась в пятичасовую поездку до городка Бесисахар (Besisahar).
От Катманду до Бесисахара около 180 километров. Первые трети четверти пути нам предстояло ехать по дороге, ведущей в сторону Покхары — крупнейшего, после Катманду, города Непала. Затем, не доезжая до Покхары, в городке Думре нужно было повернуть на дорогу до Бесисахара.
В 6 утра, проехав по непривычно пустым улицам, мы покинули Катманду. В эти ранние часы навстречу двигалось множество грузовиков, спешивших в столицу Непала. Грузовики сильно коптили и пылили, поэтому окна машины приходилось держать закрытыми.
У владельцев грузовиков в Непале существует обычай ярко оформлять свои машины. В ход идут краски всех цветов, ленты, светодиодные гирлянды, разнообразные украшения. На бортах рисуются сказочные пейзажи или изображения богов. На бамперах пишется какая-нибудь надпись — наиболее популярные это «Road King» и «Speed Control». Треугольные знаки аварийной остановки тоже используются как элемент оформления, а в случае поломки или аварии на дорогу просто кладут ветку с дерева. Звук сигнала у здешних грузовиков под стать внешнему виду — ни один уважающий себя непальский дальнобойщик не поедет на грузовике с простым «би-би» — сигнал обязательно должен играть какую-нибудь замысловатую мелодию.
Автобусы украшают не столь роскошно, но иногда можно увидеть интересные экземпляры.
Окрестности Катманду остались позади, а вместе с ними и большинство грузовиков. Мы поехали побыстрее.
В тот день почему-то встретилось много автобусов с разбитыми лобовыми стёклами — просто какая-то эпидемия! Ни до, ни после мы такого в Непале не видели.
Езда на крыше автобуса — привычное дело в Непале. Хотя практикуется уже не так часто, как раньше.
Довольно долго ехали вдоль реки Трисули.
Около деревни Муглинг (Mugling) в Трисули впадает река Марсъянди, по долине которой будет проходить первая половина нашего похода.
В одной из придорожных деревень местные жители что-то праздновали.
Примерно через 3 часа после выезда из Катманду мы прибыли в городок Думре.
В Думре находится развилка: главная дорога ведёт в Покхару, а на север отходит второстепенная дорога до Бесисахара.
Дорога от Думре до Бесисахара узкая — встречные машины разъезжаются с трудом, но движения на ней почти нет, и по сравнению с главной дорогой на Покхару, ехать стало гораздо приятнее.
Несколько раз дорогу пересекали неглубокие водные потоки — машины их проезжают вброд.
В Бесисахар приехали к 11 часам утра.
Бесисахар — административный центр района Ламджунг (Lamjung). Городок пыльный и не особо интересный, каких-либо достопримечательностей не обнаружено. Высота 800 метров над уровнем моря.
В дальнем конце Бесисахара расположена стоянка автобусов и джипов, отправляющихся вдоль Трека вокруг Аннапурны. Там же находится пост, где у туристов проверяют документы для похода. Тот, кто не успел купить TIMS и пермиты в Катманду может оформить их в Бесисахаре.
Машины, пришедшие из Катманду, выше в горы не поедут. Дело в том, что дороги в Непале контролируются синдикатами перевозчиков, и по их договорённостям столичные машины на данном направлении не возят пассажиров дальше Бесисахара — чтобы местные автовладельцы тоже могли заработать на туристах. Непальское правительство пытается бороться с системой синдикатов, но пока безуспешно.
Из Бесисахара можно за 200 рупий доехать на автобусе до деревень Бульбуле (Bhulbule) и Нади-Базар (Ngadi Bazar), но мы планировали начать поход подальше — в деревне Чамдже (Chamje). Чтобы туда добраться нужен внедорожник. На внедорожниках в горные деревни завозят товары, продукты, строительные материалы и пассажиров. Искать машину даже не пришлось — едва мы прибыли в Бесисахар, как к нам подошёл молодой непалец и предложил ехать далее на его джипе. До Чамдже он согласился довезти за 1800 рупий с человека.
Рюкзаки разместились на крыше, туристы и местные плотно набились в салон — и джип отправился в путь. Теперь мы ехали по долине реки Марсъянди.
Автодорога, идущая от Бесисахара в горы, была построена не так давно — в период 2010–2015 гг. Дорога эта очень плохого качества — сплошные ухабы, ямы и булыжники — поэтому проехать по ней могут только джипы и брутальные непальские автобусы. В основном дорога повторяет путь горных троп, соединявших до её строительства деревни этого района и составлявших существенную часть Трека вокруг Аннапурны. Туристы, разумеется, были не рады замене пеших троп на автодорогу, и маршрут начал стремительно терять популярность. Местные жители, ранее активно приветствовавшие строительство дороги, теперь осознали последствия и в отчаянии рвали на себе волосы — накрылся туристический бизнес, который приносил главную часть их дохода. Спасло ситуацию лишь создание новых троп, проложенных вдали от дороги, а так же то, что трафик на дороге по-прежнему остаётся незначительным (спасибо ямам и ухабам). Но деревням в начале маршрута это уже не поможет — туристы нынче проезжают их на джипах без остановки.
Для обозначения новых троп, избегающих автодороги, в путеводителях и на картах стали использовать аббревиатуру NATT (New Annapurna Trekking Trails). Конечно, с открытием автодороги Трек вокруг Аннапурны многое потерял — нет уже той атмосферы затерянных и труднодоступных мест — но всё же изумительные гималайские ландшафты никуда не делись, и прохождение маршрута по-прежнему будет незабываемым приключением для любого туриста.
Переваливаясь с кочки на кочку, наш джип медленно полз по горной дороге. Расстояние от Бесисахара до Чамдже около 35 км — машины проходят его за 3 часа.
Проехали через какую-то деревню, где прямо посреди дороги были сделаны большие качели из стволов бамбука. Такие бамбуковые качели очень популярны у непальской детворы. Ещё одна чрезвычайно популярная в Непале забава — воздушные змеи.
Но вот нам пришлось остановиться — впереди поломался джип и заблокировал собой узкую дорогу.
На этой суровой дороге машины ломаются часто, и местные водители уже наловчились быстро чинить их подручными средствами. Минут через пятнадцать сломавшийся джип обрёл способность передвигаться, дорога освободилась — и мы поехали дальше.
Наконец, прибыли в Чамдже. Высота 1430 метров. Деревня разместилась на солнечном пригорке, окружённом со всех сторон неприступными склонами ущелья реки Марсъянди. Мы с немцами выгрузились здесь, а джип, скрипя и громыхая, покатил по дороге дальше.
На наш взгляд Чамдже является оптимальной точкой для начала похода по Треку вокруг Аннапурны. Начиная маршрут здесь, а не в Бесисахаре или Бульбуле, можно сэкономить 1–2 дня, пропустив обжитой и не особо впечатляющий участок пути. Автодорога в Чамдже не заканчивается, но забрасываться на джипах ещё дальше мы бы не советовали — за Чамдже уже идут красивые места, которые будет жалко проскочить мимо на машине.
На ночь мы остановились в гостевом доме, который порекомендовал водитель джипа, и который, наверняка, принадлежал кому-то из его родственников или друзей 🙂 Впрочем, жильё оказалось неплохим.
Заселившись, мы вышли прогуляться. Прошли немного назад вдоль дороги, по которой приехали на джипе.
Там, неподалёку от деревни, с противоположного склона ущелья падает потрясающий водопад!
При желании можно даже остановиться на ночь с видом на водопад — напротив есть простенький гостевой дом с рестораном.
Посмотрев на водопад, мы вернулись в деревню. Следующим утром начинаем поход по Треку вокруг Аннапурны!