26 октября. Деревня Дхарапани, высота 1860 метров. Проснулись в 6 утра — как раз в это время осенью в Непале рассвет. В комнате было +14℃ — вроде бы тепло, но из спальника вылезать не хотелось. После завтрака надели рюкзаки и отправились дальше вверх по долине реки Марсъянди.
Большинство туристов покидает Дхарапани дорогой, идущей по западному берегу Марсъянди, но мы прочитали в путеводителе о малоизвестной пешей тропе на восточном берегу, и решили двигаться по ней.
На выходе из деревни нам встретилась маленькая глиняная фигурка, выкрашенная в малиновый цвет. В руках фигурка держала сачок и, по-видимому, охраняла покой спящих в деревне, выполняя функции «ловца снов». Согласно некоторым поверьям, через сачок «ловца снов» проходят только хорошие сны, а плохие запутываются в нём.
Нашли нужную нам тропу. Она оказалась заросшей, но хорошо различимой.
Не все представители местной флоры вели себя дружелюбно. Были среди них и весьма колючие.
Особенно надоедало какое-то растение с клейкими семенами — вскоре вся одежда покрылась ими.
На тропе появились ступени из маленьких бетонных блоков. Видимо, когда-то этот путь имел большее значение, раз там даже лестницу не поленились построить. Не исключено, что тропа снова станет популярной, как альтернатива автодороге.
Тем временем вдали показалась первая высокая вершина — Аннапурна-II (7937 метров).
Наконец, выбрались из зарослей.
Теперь мы шли через поля, мимо полузаброшенных домиков и пасущихся лошадей. Один раз нас обогнала большая туристическая группа — значит, не только мы решили воспользоваться этой тропой.
Дошли до какой-то речушки, через которую был переброшен длинный подвесной мост.
У самой воды росли кусты облепихи. Достать ягоды не получилось 🙂
Вскоре пешая тропа закончилась: доведя нас до капитального моста через Марсъянди, она соединилась с автодорогой.
На автодорогу мы вышли около деревни Данакиу (Danakyu).
В Данакиу остановились отдохнуть и выпить чаю с шоколадкой — вскоре предстоял 400-метровый подъём.
В деревне встретились пышные кусты конопли. Не знаю, обладает ли непальская конопля наркотическим эффектом — там никто к ней интереса не проявляет. Конопля растёт в Непале вдоль дорог и в деревнях просто как сорняк.
Перекусив, надели рюкзаки и потопали дальше, любуясь горами по обеим сторонам долины.
Дошли до водопада, пересекавшего дорогу. Два года назад его нужно было переходить вброд, сняв ботинки. Теперь здесь построили бетонный мост — как-то даже неинтересно стало…
Сразу после водопада начался длинный подъём. Его можно пройти, петляя вместе с автодорогой, а можно подняться напрямик вверх по пешей тропе. Мы, разумеется, выбрали тропу.
Виды на этом подъёме очень живописные.
Большей частью путь шёл в прохладной тени деревьев, и подъём давался сравнительно легко. Два-три раза тропа пересеклась с автодорогой, но затем отдалилась от неё.
Часто стали встречаться деревья с желудями. Возможно, какая-то разновидность дуба, только листья совсем не похожи на дубовые. Взяли с собой несколько желудей — может получится вырастить гималайское дерево 🙂
Чем выше мы поднимались, тем сырее становилась земля.
Наконец, подъём стал менее крутым. Тропа привела нас в лиственный лес, деревья которого поросли густым мхом.
Длинный висячий мост через небольшую горную речушку ознаменовал конец подъёма.
Теперь мы находились на высоте 2600 метров рядом с деревней Тиманг (Timang, иногда пишут Temang). Главной достопримечательностью Тиманга является вид на горный массив Манаслу. Наивысшая вершина массива — одноимённый восьмитысячник Манаслу (8156 метров) — занимает восьмое место в списке высочайших гор Земли.

Первое восхождение на Манаслу было совершено в 1956 году — на вершину поднялись японский альпинист Тосио Иманиси и непалец-шерпа Гьялзен Норбу. Манаслу считается очень сложной горой для восхождения, уровень смертности среди альпинистов выше, чем на Эвересте.
А вот и деревня Тиманг. В Тиманге мы остановились на отдых и обед. У всех гостевых домов там есть столики на улице или на крыше с видом на Манаслу.
Почему бы не повышивать во время отдыха? С собой был набор для вышивки крестом «Осеннее окошко» от Риолис.
После обеда отправились дальше. В тот день мы планировали дойти до деревни Чаме (Chame).
В оставшуюся часть дня предстоял несложный путь без существенных подъёмов и спусков. Просто топай по дороге среди елей и сосен да любуйся пейзажами долины Марсъянди.
По дороге встретился козлёнок, настойчиво пытавшийся съесть шнурки на моих ботинках.
Несколько раз пришлось перелезать через изгороди по деревянным лестницам. Вероятно, этими изгородями ограничивают перемещение скота.
Прошли через большую деревню Танчок (Thanchouk).
Близился вечер, но время в запасе у нас ещё было. Темнеет осенью в Непале около 6 часов вечера.
Около деревни Кото (Koto) от долины реки Марсъянди ответвляется ущелье, по которому за 2–3 дня можно дойти до деревень Наар (Naar) и Пу (Phu). Эти деревни были основаны выходцами из Тибета, бежавшими после захвата Тибета Китаем. В Наар и Пу сохраняются многие элементы тибетской культуры, побывать там было бы очень интересно (да и пейзажи красивые!), но, к сожалению, для такого маршрута нужен отдельный пермит и обязательно сопровождение гидом из туристической компании.
В деревне Кото мы решили остановиться на ночлег — до Чаме в тот день уже не пошли.
И хотя до Чаме оставалось совсем недалеко — около 30 минут хода, но Кото нам понравилась тишиной и спокойствием. Мало кто из туристов там останавливается — все идут в большую и шумную Чаме.
На следующий день по плану переход в деревню Писанг.