После остановки в Буэнос-Айресе и осмотра местных достопримечательностей настало время отправляться к цели нашего путешествия — Патагонии. Ранним утром мы выехали в аэропорт на рейс до Эль-Калафате (El Calafate). Город Эль-Калафате находится на юге Аргентины — это уже Патагония. Для Южного полушария юг — это как для нас север: ближе к полюсу, холоднее.
Авиационное сообщение с Патагонией начало развиваться с 1930-х годов. Среди первых авиаторов Патагонии был французский пилот Антуан де Сент-Экзюпери — будущий автор «Маленького принца». В честь Сент-Экзюпери названа одна из улиц Эль-Калафате.
Вылетели по расписанию. Эх, почему во время нашей прогулки по Буэнос-Айресу не было такой погоды?
Аргентина — страна немаленькая, от Буэнос-Айреса до Эль-Калафате лететь 3,5 часа.
Пару слов об этимологии. Название Аргентина происходит от латинского слова Argentum (серебро). В XVI веке была распространена легенда о том, что в глубине материка находятся горы из серебра. В последствии выяснилось, что никаких серебряных гор нет, но название уже успело закрепиться за этими землями. А город Эль-Калафате получил своё имя в честь одноимённой ягоды, кусты которой во множестве растут в Патагонии.
Большую часть пути самолёт следовал вдоль атлантического побережья Аргентины. Если кто-то полетит этим маршрутом и захочет смотреть на побережье — берите места по правому борту.
Побережье тянулось прямой линией без особых достопримечательностей — и всё же мы с интересом рассматривали земли, столь далёкие от дома.
Несколько разнообразил береговую полосу полуостров Вальдес (Valdés), выпирающий в океан. Вальдес занесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО за свою богатую и уникальную фауну: там водятся морские слоны, ушастые тюлени, киты и пингвины! Может получится когда-нибудь побывать на этом полуострове?
Ближе к югу земля стала гористой.
Незадолго до начала снижения самолёт пересёк береговую линию — теперь под нами были пространства Патагонии.
При взгляде сверху аргентинская часть Патагонии казалась выцветшей и безжизненной — сухие степи и иногда встречающиеся озёра с ярко-голубой водой. Южная Америка сужается к югу, и с высоты полёта стали видны покрытые снегом вершины Анд — горной цепи, протянувшейся вдоль противоположного побережья материка.
При подходе к Эль-Калафате вдали показалась гора Фицрой (Fitzroy) — главная достопримечательнось национального парка Эль-Чалтен (El Chalten), о котором мы вкратце уже писали.
Город Эль-Калафате расположен на берегу озера Архентино (Lago Argentino) — крупнейшего озера Аргентины. Аэропорт тоже находится на берегу, и при заходе на посадку открываются красивые виды озера с голубой ледниковой водой.
Приземлились. Вышли из самолёта. Прежде чем попасть в общий зал аэропорта пришлось отстоять в небольшой очереди — багаж прибывших пассажиров проверяли на сканере органики. Дело в том, что флоре, фауне и сельскому хозяйству Патагонии, благодаря удалённости от остального мира, удалось избежать многих болезней и вредителей, распространённых в других местах. Чтобы эта ситуация сохранялась и дальше, а так же чтобы исключить «засорение» экосистемы чужеродными видами, в Патагонию запрещено ввозить необработанные продукты питания, растения, семена и прочую органику.
Терминал аэропорта в Эль-Калафате оказался небольшим по размеру, в нём есть кафе и несколько киосков, предлагающих различные туристические услуги и экскурсии. У выхода из аэропорта мы взяли такси и поехали в гостиницу. Расстояние до города — около 20 километров.
Итак — мы добрались до Патагонии! Степь, прямая дорога, уходящая вдаль, и снежные шапки гор на горизонте — вот типичный патагонский пейзаж. А ещё — там странные облака, но о них позже…
Главные дороги Патагонии имеют асфальтовое покрытие, второстепенные — в основном грунтовые. Даже пассажирские междугородние автобусы тут порой ездят по грунтовым дорогам.
Аэропорт Эль-Калафате соединён с городом хорошей асфальтированной дорогой, поездка на такси заняла полчаса, или даже меньше.
В начале XX века на месте Эль-Калафате было поселение торговцев шерстью. В 1927 году Эль-Калафате получил статус города и стал развиваться как туристический центр. Согласно переписи населения 2014 года в Эль-Калафате проживают около 20 тысяч человек.
Главная улица Эль-Калафате целиком посвящена туризму: сувенирные магазны, рестораны, эксурсионные бюро и т. п. Есть даже античное такси. Во время нашей осенней поездки туристов было уже не так много, и все заведения Эль-Калафате пребывали в полусонном состоянии.
Эль-Калафате знаменит прежде всего ледником Перито-Морено (Perito Moreno), находящимся в 80 километрах от города. Ледник был назван в честь учёного Франсиско Морено, исследовавшего Патагонию в XIX веке. К Перито-Морено можно поехать с экскурсией, заказав её в гостинице или экскурсионном бюро, либо самостоятельно: от автовокзала к леднику ходят автобусы (последний автобус отправляется около 13:00, для покупки билета требуется паспорт).
Некоторые из экскурсий включают посещение местных ферм и знакомство с барашками, козлятами и гуанако.
Дорога к леднику идёт на запад вдоль озера Архентино.
Ледник сползает с гор прямо в воду озера.
Проход к леднику платный. На берегу построены дорожки и балконы, с которых туристы могут наблюдать за жизнью ледника.
В сутки ледник продвигается на 2 метра. Каждые несколько минут внутри ледника раздаётся мощный треск, отваливаются и падают в воду глыбы льда.
Перито-Морено — ледник, находящийся в равновесии: нарастание ледника компенсируется равными по объему потерями льда. В процессе движения ледника переодически наступает момент, когда лёд, достигнув противоположного берега озера, перегораживает его как дамба. Уровень воды одной из частей озера, лишённой стока, начинает расти и подтоплять окружающие территории. Рано или поздно давление огромного количества воды ломает ледяную дамбу. Пролом сопровождается зрелищными эффектами и происходит примерно раз в 4 года, после чего цикл повторяется.
Лёд ледника на самом деле голубого цвета — это не эффект фотографии. Говорят, в пасмурную и дождливую погоду цвет ледника кажется ещё более ярким.
Ледник Перито-Морено имеет длину около 30 километров, ширина ледника на входе в озеро — около 3 километров. Толщина льда — 170 метров, при этом над водой возвышаются 60 метров. Размер ледника можно оценить по туристическим корабликам, которые выглядят крохотными на фоне этой колоссальной массы льда.
В программу некоторых экскурсий входит прогулка по безопасному участку поверхности ледника Перито-Морено. По традиции такие прогулки завершаются стаканом виски с кусочком льда из ледника.
Перито-Морено — лишь один из 47 ледников национального парка Лос-Гласьярес (Los Glaciares). В Эль-Калафате организуют экскурсии на катерах, позволяющие увидеть ряд других ледников. Есть даже дорогой 3-дневный круиз на теплоходе с каютами класса люкс.
Ещё одна достопримечательность Эль-Калафате наверняка заинтересует любителей птиц. Лагуна Нимез (Laguna Nimez) — водоём, находящийся на берегу озера Архентино и населённый множеством пернатых. От центра города до лагуны можно дойти пешком, что мы и сделали.
Окраины Эль-Калафате, через которые мы шли, чем-то похожи на русские деревни.
Даже рябина как у нас.
Ещё цвела лаванда, чем пользовались трудолюбивые шмели.
Путь до лагуны Нимез занял минут 20–25.
Посещение лагуны платное. Оплата производится в деревянном домике у ворот, там же туристам выдают информационный буклет с картой.
На плакате у входа перечислены виды птиц, обитающие на территории лагуны.
Вдоль пешеходной тропы также установлены плакаты, поясняющие, каких птиц и в какое время года можно увидеть в данной части лагуны.
Тропы были местами подтоплены водой, но мы в кроссовках не промокли. При дождливой погоде наверняка бы потребовалась более основательная обувь.
Наблюдению за птицами должна предшествовать некоторая подготовка: изучение их повадок, периодов и мест активности и т. п. Неудивительно, что придя к лагуне на случайную прогулку, мы почти никого из птиц не встретили.
Были, правда, другие животные — например, яркая мохнатая гусеница.
Но даже без птиц лагуна — симпатичное место для прогулки.
На кустах шиповника созрели необычайно яркие ягоды, словно светящиеся изнутри.
И вот, наконец, первая птица! Пернатое с красной грудкой, размером примерно с голубя, смирно сидело на столбе. На плакате у входа было изображение такой птицы — это длиннохвостый луговой трупиал.
В стремлении сделать походные рюкзаки максимально лёгкими, мы оставили дома зеркальную фотокамеру с длиннофокусным объективом, о чём не раз пожалели во время путешествия. Вот и теперь птиц пришлось снимать на карманную мыльницу.
Ещё одна птица — на этот раз водоплавающая.
Шагая по тропинке, мы вышли к берегу озера Архентино.
Вдали на мелководье шевелилось какое-то розовое облако. Стая розовых фламинго! Но до них было далеко — тут не помогла бы и зеркалка с длинным объективом. Нашли сувенир на память о фламинго — ярко-розовое перо.
Рядом пролетели коскоробы — похожие на лебедей птицы семейства утиных.
И напоследок, перед выходом в город увидели мирно пасущихся магеллановых гусей.
После прогулки захотелось есть. Патагония, помимо всего прочего, знаменита своими овцами, поэтому мы направились в один из ресторанов, где готовят мясо на огне — такие рестораны там называют паррижа (parrilla). Среди красных сухих вин наиболее типичное для Аргентины — мальбек.
После ужина прошлись по переулку с сувенирными лавками. В каждой лавке продавали ликёр из сока ягод калафате, в честь которых назван город. Взяли для пробы маленькую бутылочку — ничего особенного 🙂
В сувенирном переулке обнаружилось необычное заведение — Librobar. Бар, совмещённый с читальным залом!
В Эль-Калафате работают несколько шоколадных лавок, продающих всевозможные виды шоколада собственного изготовления. Лавки пользуются популярностью, в том числе и у туристов — французы набирали этот шоколад коробками. Взяли и мы для пробы немного, но скажем честно — шоколад оказался посредственным.
Закончив день чаепитием с шоколадками, мы отправились спать. Следующим утром едем в Чили.