Осмотрев Эль-Калафате и его достопримечательности, мы отправились в чилийскую часть Патагонии. Следующая остановка — Пуэрто-Наталес (Puerto Natales).
Ранним прохладным утром мы пришли на автовокзал. На перроне загружался автобус, следовавший в национальный парк Эль-Чалтен. Вскоре подошёл и наш автобус. Среди пассажиров были двое русских фотографов — первый и, как оказалось, единственный раз в этом путешествии мы встретили соотечественников!
Поездка от Эль-Калафате до Пуэрто-Наталеса занимает 5–6 часов. На этом маршруте работают три автобусные компании: Bus-Sur, Turismo Zaahj и Cootra. Билеты на автобус можно приобрести в кассе автовокзала. Как правило вне высокого туристического сезона места всегда есть в наличии, если бронировать их хотя бы за день до отправления. Билеты можно купить и через Интернет: у Bus-Sur — через систему онлайн-бронирования, у Turismo Zaahj — по электронной почте. Cootra до недавнего времени не имела веб-сайта. В этом путешествии все автобусные переезды по Патагонии мы бронировали онлайн у Bus-Sur.
(Примечание: если кто-то из читателей решит воспользоваться в Эль-Калафате междугородними автобусами — имейте в виду, что на 2017 год запланировано открытие нового автовокзала, который будет располагаться гораздо дальше от центра города. Старые карты и путеводители могут стать неактуальными!)
Междугородние автобусы в Патагонии оказались на удивление современными и комфортабельными, с удобными креслами и кондиционером. Единственный замеченный недостаток — одинарные стёкла в окнах. При холодной погоде такие стёкла быстро покрывались конденсатом, и помощник водителя ходил по салону и протирал их тряпочкой. Производит автобусы бразильская компания. Возможно поэтому окна одинарные — бразильцы просто не знают, что на улице бывает холодно. Хотя, мощную печку они поставить не забыли.
Во время поездки я вышивала «Венок с пасленом» по набору Герды Бенгтссон (Gerda Bengtsson). Но как быть, если с собой нет органайзера или бобинок для мулине? Можно сделать органайзер самостоятельно! Для этого достаточно иметь лист бумаги, ножницы и ручку 🙂
В небе над Патагонией часто наблюдаются облака необычных форм. Тем утром из окна автобуса мы видели плотное облако, напоминающее летающую тарелку.
Такие НЛО-подобные облака называются лентикулярными. Они появляются там, где мощный поток воздуха встречается с препятствием — горой или горным хребтом. Конденсация и испарение влаги в гребне воздушной волны над горой приводит к образованию лентикулярного облака. Интересной особенностью лентикулярных облаков является то, что они не двигаются: каким бы сильным не был ветер, облако всегда остаётся в гребне своей воздушной волны.
До границы с Чили за окном всё время была степь. Чтобы пассажиры не скучали в дороге нам раздали сок, печенье и ещё какие-то мелкие закуски.
Несколько раз встретились нанду — крупные нелетающие птицы, похожие на страуса. Нанду небольшими группами прогуливались вдоль автодороги. В Патагонии нанду живут в диком и полуодомашенном состоянии.
Какое-то время вдали были видны горы национального парка Торрес-дель-Пайне — главная цель нашего путешествия. Над Торрес-дель-Пайне тоже стояло лентикулярное облако.
Начало похода по Торрес-дель-Пайне было запланировано на следующий день, а пока мы продолжали двигаться к Пуэрто-Наталесу, оставив национальный парк позади.
Спустя 3,5 часа после отправления из Эль-Калафате автобус приехал на аргентино-чилийскую границу.
Эхо Фолклендской войны: у аргентинских пограничников на стене висит плакат, утверждающий, что Мальвинские острова — это Аргентина.
Выезд из Аргентины нам оформили быстро: пограничники проставили штампы в паспорта — и можно было ехать дальше.
На чилийской границе пассажиров ждал строгий санитарно-таможенный контроль. Ручную кладь таможенники пропустили через сканер органики, а сумки в багажнике автобуса доверили обнюхать пёсику, натренированному на поиск продуктов. К своим обязанностям пёс отнёсся довольно легкомысленно — его больше интересовал мячик в руках одного из таможенников.
Побеседовали с соотечественниками-фотографами. Они тоже направлялись в Торрес-дель-Пайне, но на поход по национальному парку не решились — собирались лишь остановиться в гостинице неподалёку и пофотографировать виды со стороны.
Пока ждали отправления, рассмотрели таинственные устройства, которые ставят на колёса почти всех аргентинских грузовиков и автобусов. Устройства оказались системой автоматической подкачки колёс. Интересно, почему в других странах такие не применяют?
Наконец автобус пропустили на территорию Чили. Прохождение обеих границ в сумме заняло около часа.
Мы въехали в самую южную область Чили — Магальянес-и-де-ла-Антарктика-Чилена (Magallanes y de la Antártica Chilena). Понравился флаг этой области — горы и небо с созвездием Южный Крест.
На чилийской стороне виды из окна автобуса стали более разнообразными.
Проехали мимо маленького аэропорта Пуэрто-Наталеса. В течение 2017 года планируется завершить реконструкцию этого аэропорта и открыть прямое авиасообщение с Сантьяго.
Вскоре после аэропорта показался и сам городок Пуэрто-Наталес. Поколесив несколько минут по улицам, автобус остановился у автовокзала. Как и было обещано, путь от Эль-Калафате до Пуэрто-Наталеса занял около пяти с половиной часов.
Пуэрто-Наталес расположен на берегу длинного и извилистого залива Тихого океана. Город был основан в 1911 году как обрабатывающий и транспортный центр для продукции овцеводства, в то время активно развивавшегося в Патагонии. В середине XX века, с падением цен на мясо и шерсть, горожане стали работать в угольных шахтах соседней Аргентины. С конца XX века значительную роль в экономике города играет туризм — Пуэрто-Наталес служит «воротами» в национальный парк Торрес-дель-Пайне. В городе проживает около 19 тысяч человек. У Пуэрто-Наталеса есть антипод — в диаметрально противоположной точке земного шара находится российский город Улан-Удэ.
Въезжающих в Пуэрто-Наталес путешественников приветствует статуя милодона (доисторического гигантского ленивца) в натуральную величину. Неподалёку от города есть пещера, в которой 11 тысяч лет назад обитали милодоны.
Милодон является своеобразным символом Пуэрто-Наталеса. Силуэт милодона изображён даже на табличках с названиями улиц города.
От автовокзала до гостиницы мы решили дойти пешком.
Городок оказался довольно протяжённым, и путь до гостиницы у нас занял 35 минут. Впрочем, в Пуэрто-Наталесе можно бюджетно ездить на такси — поездка через весь город, в переводе на наши деньги, обойдётся в 200 рублей.
Гостиничный бизнес Пуэрто-Наталеса представлен большим количеством недорогих хостелов и явно ориентируется на молодежь и бэкпэкеров. Полноценных отелей в городе немного. В одном из таких мы и остановились: отель Costaustralis заинтересовал расположением на берегу залива и стилизованной под маяк башней. Симпатично.
Слово Austral (юг) часто встречается в местных названиях. Есть даже пиво Austral. А название отеля, должно быть, переводится как «Южный берег».
Разместившись в отеле, мы первым делом сбегали в супермаркет Unimarc за продуктами для похода. Хотя у нас и было заказано питание в туристических лагерях, но немного орехов, копчёной колбасы, печенья и сгущёнки мы решили с собой взять. Сгущёнка продавалась в двух вариантах: от Nestle и местная чилийская — взяли местную. По дороге заодно сняли в банкомате чилийские песо, ибо надеяться на возможность оплаты карточками в таком отдалённом месте, как национальный парк Торрес-дель-Пайне, было бы неразумно.
Остаток дня гуляли по городу.
Пуэрто-Нателес состоит, в основном, из одноэтажных частных домиков. Стены большинства домов снаружи обшиты металлическими листами и покрашены в позитивные цвета.
Местами Пуэрто-Наталес напоминает тихий провинциальный российский городок.
На улицах Пуэрто-Наталеса можно даже встретить автомобили российского производства.
На главной площади города, называемой Оружейной площадью (Plaza de Armas), проходил какой-то праздник с участием детей. И похоже, праздник был только для девочек 😀
Из достопримечательностей главной площади можно отметить старое здание культурного центра и собор Пуэрто-Наталеса, построенный в 1930 году.
На площади в качестве монумента установлен паровоз постройки 1920 года, работавший на местном хладокомбинате в период расцвета овцеводства.
По периметру главной площади построены небольшие домики, в которых размещаются рестораны. Ресторан под названием Baguales является также и пивоварней.
Неподалёку от площади нашёлся магазинчик для любителей вязания.
Местные собаки тоже проявляют интерес к этому магазину.
К созданию урн в Пуэрто-Наталесе подошли с фантазией.
Прогулялись по набережной.
У берега на якоре стояло несколько симпатичных рыбацких лодок. Как обычно, в нужный момент солнце спряталось за большой тучей, и фотографии с лодками вышли довольно унылыми. Безрезультатно прождав солнца минут десять, мы пошли дальше… Когда ушли на полкилометра, между тучами вдруг появился просвет, и берега залива заиграли яркими красками. Бегом обратно к лодкам! Успели сделать несколько снимков, прежде чем солнце снова скрылось.
Среди рыбацких лодок плавали черношейные лебеди — птицы, которых можно встретить только в Южной Америке.
Пуэрто-Наталес имеет паромное сообщение с городом Пуэрто-Монт (Puerto Montt). Путь неблизкий — паром судоходной компании Navimag преодолевает его за 4 дня и 3 ночи. Судя по фотографиям в Интернете, виды с парома живописные — чем-то напоминают Норвегию.
Более короткая паромная линяя — «всего» 40 часов в пути — соединяет Пуэрто-Наталес с деревней Калета-Тортель (Caleta Tortel) и местечком Пуэрто-Юнгай (Puerto Yungay). Работающий на этой линии паром Crux Australis компании Transbordadora Austral Broom в день нашего визита отстаивался в Пуэрто-Наталесе.
На ужин мы зашли в ресторан Santolla, специализирующийся на местном деликатесе — южном королевском крабе. Дизайн ресторана необычен — в качестве строительных блоков здания используются морские грузовые контейнеры.
Попробовали местного краба. Минутка патриотизма — наш камчатский краб вкуснее 🙂 Южный краб сам по себе почти не имеет вкуса, видимо поэтому его обычно готовят с различными соусами и добавками.
После ужина настало время идти в отель спать. Следующим утром выезжаем автобусом в национальный парк Торрес-дель-Пайне и начинаем прохождение «W-трека».