Осмотрев Эль-Калафате и его достопримечательности, мы поехали в чилийскую часть Патагонии. Следующая остановка — Пуэрто-Наталес (Puerto Natales).
На маршруте Эль-Калафате — Пуэрто-Наталес работают три автобусные компании: Bus-Sur, Turismo Zaahj и Cootra. У первых двух можно заказать билеты через Интернет: Bus-Sur — через систему онлайн-бронирования, Turismo Zaahj — по электронной почте. У Cootra до недавнего времени не было веб-сайта. Билеты, разумеется, можно купить и в кассе на автовокзале — вне высокого туристического сезона проблем с местами быть не должно, если покупать билет хотя бы за день. В этом путешествии все автобусные переезды по Патагонии мы забронировали онлайн у Bus-Sur.
Ранним прохладным утром пришли на автовокзал. На перроне загружался автобус, везущий туристов в национальный парк Эль-Чалтен. Вскоре подошёл и наш автобус. Среди пассажиров были двое русских фотографов — первый раз встретили в Патагонии соотечественников.
Кстати, если кто-то решит поехать автобусом из Эль-Калафате, имейте в виду, что на 2017 год запланировано открытие нового автовокзала, который будет располагаться дальше от центра города. Старые карты могут стать неактуальными.
Поездка от Эль-Калафате до Пуэрто-Наталеса занимает 5–6 часов. Междугородние автобусы в Патагонии оказались на удивление современными и комфортабельными, с удобными креслами и кондиционером. Единственный замеченный недостаток — одинарные стёкла в окнах. При холодной погоде такие стёкла быстро покрывались конденсатом, и помощник водителя ходил по салону и протирал их тряпочкой. Производит автобусы бразильская компания. Возможно поэтому окна одинарные — бразильцы просто не знают, что на улице бывает холодно. Хотя, мощную печку они поставить не забыли.
Чтобы пассажиры не скучали нам раздали сок, печенье и ещё какие-то мелкие закуски.
Во время поездки вышивала «Венок с пасленом» по набору Герды Бенгтссон (Gerda Bengtsson). Но как быть, если с собой нет органайзера или бобинок для мулине? Можно сделать органайзер самостоятельно, для этого достаточно иметь лист бумаги, ножницы и ручку :))
В небе над Патагонией часто наблюдаются облака необычных форм. Во время этой автобусной поездки мы видели плотное облако, напоминающее летающую тарелку.
Такие НЛО-подобные облака называются лентикулярными. Они появляются там, где мощный поток воздуха встречается с препятствием — горой или горным хребтом. Конденсация и испарение влаги в гребне воздушной волны над горой приводит к образованию лентикулярного облака. Интересной особенностью лентикулярных облаков является то, что они не двигаются: каким бы сильным не был ветер, облако всегда остаётся в гребне своей воздушной волны.
До границы с Чили за окном всё время была степь.
Несколько раз встретились гулявшие группами нанду — крупные нелетающие птицы, похожие на страуса. В Патагонии нанду живут в диком и полуодомашенном состоянии.
Какое-то время вдали были видны горы национального парка Торрес-дель-Пайне — главная цель нашего патагонского путешествия. Над Торрес-дель-Пайне тоже стояло лентикулярное облако. Вероятно в Патагонии, где есть и горы, и сильные ветра, лентикулярные облака — обычное явление.
Начало похода по национальному парку было запланировано на следующий день, а пока мы продолжили движение в направлении Пуэрто-Наталеса, оставив Торрес-дель-Пайне позади.
Спустя 3,5 часа после отправления из Эль-Калафате автобус приехал на аргентино-чилийскую границу.
Эхо Фолклендской войны: у аргентинских пограничников на стене плакат, утверждающий, что Мальвинские острова — это Аргентина.
Выезд из Аргентины оформили быстро: пограничники проставили штампы в паспорта — и можно ехать дальше.
На чилийской границе пассажиров ждал строгий санитарно-таможенный контроль. Ручную кладь таможенники пропустили через сканер органики, а сумки в багажнике автобуса доверили обнюхать пёсику, натренированному на поиск продуктов. К своим обязанностям пёс отнёсся довольно легкомысленно — его больше интересовал мячик в руках одного из таможенников.
Побеседовали с соотечественниками-фотографами. Они тоже направлялись в Торрес-дель-Пайне, но на поход по национальному парку не решились — собирались лишь остановиться в гостинице неподалёку и пофотографировать виды со стороны.
Пока ждали отправления, появилась возможность рассмотреть таинственные устройства, которые установлены на колёсах почти всех аргентинских грузовиков и автобусов. Устройства оказались системой автоматической подкачки колёс. Интересно, почему в других странах такие не применяют?
Наконец автобус пропустили на территорию Чили. Прохождение обеих границ заняло около часа.
Южная часть Чили, куда мы въехали, входит в состав административной области Магальянес-и-ла-Антарктика-Чилена. Понравился флаг этой области — горы и небо с созвездием Южный Крест.
На чилийской стороне виды из окна автобуса стали более разнообразными.
Проехали мимо маленького аэропорта Пуэрто-Наталеса. В течение 2017 года планируется завершить реконструкцию этого аэропорта и открыть прямое авиасообщение с Сантьяго.
Вскоре после аэропорта показался и сам городок Пуэрто-Наталес. Как и было обещано, путь от Эль-Калафате до Пуэрто-Наталеса занял около пяти с половиной часов.
Пуэрто-Наталес расположен на берегу длинного и извилистого залива Тихого океана. Город был основан в 1911 году как обрабатывающий и транспортный центр для продукции овцеводства, в то время активно развивавшегося в Патагонии. В середине XX века, с падением цен на мясо и шерсть, горожане стали работать в угольных шахтах соседней Аргентины. С конца XX века значительную роль в экономике города играет туризм — Пуэрто-Наталес служит «воротами» в национальный парк Торрес-дель-Пайне. В городе проживает около 19 тысяч человек. Жителей города называют «наталино» (Natalino). У Пуэрто-Наталеса есть антипод — точно на противоположном конце земного шара находится российский город Улан-Удэ.
Въезжающих в Пуэрто-Наталес путешественников приветствует статуя милодона (доисторического гигантского ленивца) в натуральную величину. Неподалёку от города есть пещера, в которой 11 тысяч лет назад обитали милодоны.
Милодон является своеобразным символом Пуэрто-Наталеса. Силуэт милодона изображён даже на табличках с названиями улиц города.
От автовокзала до гостиницы мы решили дойти пешком.
Городок оказался довольно протяжённым, и путь до гостиницы у нас занял 35 минут. Впрочем, в Пуэрто-Наталесе можно бюджетно ездить на такси — поездка через весь город, в переводе на наши деньги, обойдётся в 200 рублей.
Гостиничный бизнес Пуэрто-Наталеса, представленный большим количеством недорогих хостелов, явно ориентируется на молодежь и бэкпэкеров. Полноценных отелей в городе немного. В одном из таких мы остановились: отель Costaustralis заинтересовал расположением на берегу залива и стилизованной под маяк башней. Симпатично.
Слово «Austral» (юг) часто встречается в местных названиях. Есть даже пиво Austral. А название отеля, должно быть, переводится как «Южный берег».
Заселившись, первым делом мы пошли в супермаркет Unimarc купить продукты для похода. Хотя у нас и было заказано питание в туристических лагерях, но немного орехов, копчёной колбасы, печенья и сгущёнки решили с собой взять. Сгущёнка продавалась от Nestle и местная чилийская — взяли местную.
На всякий случай сняли в банкомате чилийские песо, ибо не исключено, что на территории Торрес-дель-Пайне не будет работать безналичная оплата, а как минимум за вход в национальный парк платить придётся. Чилийские банкоматы с дружелюбием отнеслись к карточкам российских банков, таких суровых ограничений на снимаемые суммы, как в Аргентине, мы не заметили.
Остаток дня гуляли по городу.
Пуэрто-Нателес состоит, в основном, из одноэтажных частных домиков. Стены большинства домов снаружи обшиты металлическими листами и покрашены в позитивные цвета.
Местами Пуэрто-Наталес напоминает тихий провинциальный российский городок.
На улицах Пуэрто-Наталеса можно даже встретить автомобили российского производства.
На главной площади города, называемой Оружейной площадью (Plaza de Armas), проходил какой-то праздник с участием детей. И похоже, праздник был только для девочек :))
Из достопримечательностей главной площади можно отметить старое здание культурного центра и собор Пуэрто-Наталеса, построенный в 1930 году.
На площади в качестве монумента установлен паровоз постройки 1920 года, работавший на местном хладокомбинате в период расцвета овцеводства.
По периметру главной площади построены небольшие домики, в которых размещаются рестораны. Ресторан под названием Baguales является также и пивоварней.
Недалеко от площади нашёлся магазинчик, возможно заинтересующий любителей вязания :))
Местные собаки тоже проявляют интерес к подобным лавкам.
К созданию урн в Пуэрто-Наталесе подошли с фантазией.
Гуляя, мы вышли к набережной.
У берега на якоре стояла группа симпатичных рыбацких лодок. В нужный момент солнце коварно спряталось за большой тучей, и фотографии с лодками вышли довольно унылыми. Безрезультатно прождав солнца минут пятнадцать, мы пошли дальше… Когда ушли на полкилометра, между тучами вдруг появился просвет, и берега залива заиграли яркими красками. Бегом обратно к лодкам! Успели сделать несколько снимков.
Среди лодок плавали черношейные лебеди — птицы, которых можно встретить только в Южной Америке.
Пуэрто-Наталес имеет паромное сообщение с городом Пуэрто-Монт (Puerto Montt). Путь неблизкий — паром судоходной компании Navimag преодолевает его за 4 дня и 3 ночи. Судя по фотографиям в Интернете, виды с парома живописные — чем-то напоминают Норвегию.
Более короткая паромная линяя — «всего» 40 часов в пути — соединяет Пуэрто-Наталес с деревней Калета-Тортель (Caleta Tortel) и местечком Пуэрто-Юнгай (Puerto Yungay). Работающий на этой линии паром Crux Australis компании Transbordadora Austral Broom отстаивался в Пуэрто-Наталесе в день нашего визита.
На ужин зашли в ресторан Santolla, специализирующийся на местном деликатесе — южном королевском крабе. Дизайн ресторана необычен — в качестве строительных блоков здания использовались морские грузовые контейнеры.
Попробовали местного краба. Минутка патриотизма — наш камчатский краб вкуснее :)) Южный краб сам по себе почти не имеет вкуса, видимо поэтому его обычно готовят с различными соусами и добавками.
После ужина настало время идти в отель спать. Следующим утром выезжаем автобусом в национальный парк Торрес-дель-Пайне и начинаем прохождение W-трека.
Оглавление серии «Путешествие в Патагонию»
- Путешествие в Патагонию: 1. Идея и план поездки
- Путешествие в Патагонию: 2. Буэнос-Айрес
- Путешествие в Патагонию: 3. Колония и Игуасу
- Путешествие в Патагонию: 4. Эль-Калафате и Перито-Морено
- Путешествие в Патагонию: 5. Пуэрто-Наталес
- Путешествие в Патагонию: 6. Торрес-дель-Пайне (день 1)
- Путешествие в Патагонию: 7. Торрес-дель-Пайне (день 2)
- Путешествие в Патагонию: 8. Торрес-дель-Пайне (день 3)
- Путешествие в Патагонию: 9. Торрес-дель-Пайне (день 4)
- Путешествие в Патагонию: 10. Торрес-дель-Пайне (день 5)
- Путешествие в Патагонию: 11. Пунта-Аренас
- Путешествие в Патагонию: 12. Вальпараисо
- Путешествие в Патагонию: 13. Сантьяго