skip to Main Content

В Санкт-Петербурге в Шереметьевском дворце проходит интересная выставка Музея театрального и музыкального искусства «Красавец мужчина. Русский модник на театре».  Выставка посвящена феномену мужского щегольства в России, знаменитым модникам русской литературы и театра, образам денди и щеголей на театральной сцене конца 18 – начала 20 века.

Шереметьевский дворец, Санкт-Петербург, выставка Красавец мужчина. Русский модник на театре

Прологом к исторической части экспозиции стал театральный «черный кабинет» с галереей портретов современных «красавцев мужчин». Фотографии знаменитых актеров и режиссеров 20 — начала 21 веков, законодателей вкуса и кумиров широкой публики – от Г.А. Товстоногова до Данилы Козловского – размещены в ряд, как в фойе настоящего театра.

Выставка Красавец мужчина. Русский модник на театре

Заходишь в выставочный зал и кажется, что попала на спектакль! На фоне красных театральных занавесов разместились выставочные экспонаты: кафтаны, камзолы, фраки, сюртуки, табакерки и кисеты, лорнеты и пенсне, мушечницы и пудреницы, портреты и фотографии щеголей разных веков, эскизы мужских театральных костюмов… Сейчас все эти вещи, которыми пользовались модники прошлых веков, кажутся экзотикой.

Выставка Красавец мужчина. Русский модник на театре

Выставка Красавец мужчина. Русский модник на театре

Выставка «Русский модник на театре» — это путешествие по театральным  эпохам, которые соответствуют эпохам мужской моды: классицизм – это эпоха Фонвизина и Державина, романтизм – эпоха Пушкина и Лермонтова, чеховские персонажи – это рубеж веков… Можно проследить, как менялась мода на мужские костюмы.

Выставка Красавец мужчина. Русский модник на театре

Слева: Камзол (Франция, конец 18 в. Атлас, вышивка)

Выставка Красавец мужчина. Русский модник на театре

Камзол (Франция, конец 18 в. Атлас, вышивка)

Парадный мужской костюм в конце 18 века состоял из кафтана, камзола и коротких штанов – кюлот. К такому костюму надевали белые чулки и башмаки с пряжками. Кафтаны шили из дорогих тканей – бархата, парчи, шелка, расшивали их вышивкой гладью шелковыми и золотыми нитями, блестками и цветными камнями. Пуговицы на кафтане были декоративными, не застегивались, чтобы был виден не менее нарядный камзол. Камзолы шили из шелковых тканей светлых тонов и также украшали вышивкой. А вот спинка камзола шилась из простой ткани и имела шнуровку, позволяющую лучше «посадить» по фигуре. Из-под камзола виднелся шейный бант или отделка рубашки – жабо.

Выставка Красавец мужчина. Русский модник на театре

Кафтан — часть костюма к балету «Приказ короля», 1898 год (шелк, бисер, искусственный жемчуг)

Выставка Красавец мужчина. Русский модник на театре, кафтан, балет "Приказ короля", 1898 год,

Кафтан — часть костюма к балету «Приказ короля», 1898 год (шелк, бисер, искусственный жемчуг)

Один из самых интересных экспонатов выставки — кафтан и камзол 1780-х годов. Камзол сшит из шелка и льна, украшен вышивкой гладью шелковыми нитками, пуговицы на камзоле также расшиты гладью. Бархатный кафтан более богато украшен вышивкой золотыми и серебряными нитями и пайетками, с декоративными пуговицами, расшитыми серебряной нитью. У кафтана интересная история: он был передан в гардероб Императорских театров в середине 19 века и использовался как сценический образ для артиста Пьера Итманса в спектакле «Женитьба Фигаро» на сцене Михайловского театра. В самом начале 20 столетия обнаружилось, что это может быть костюм из гардероба князя Григория Александровича Потемкина. Вот так вот долгое время костюм безвестно служил верой и правдой театру!

Выставка Красавец мужчина. Русский модник на театре

Кафтан мужской, Россия, 18 в. (бархат, атлас, золотое и серебряное шитье, блестки, декоративные обтяжные пуговицы, расшитые серебряной нитью)

Выставка Красавец мужчина. Русский модник на театре

Кафтан мужской, Россия, 18 в. (бархат, атлас, золотое и серебряное шитье, блестки, декоративные обтяжные пуговицы, расшитые серебряной нитью)

Выставка Красавец мужчина. Русский модник на театре

Кафтан мужской, Россия, 18 в. (бархат, атлас, золотое и серебряное шитье, блестки, декоративные обтяжные пуговицы, расшитые серебряной нитью)

Выставка Красавец мужчина. Русский модник на театре

Кафтан мужской, Россия, 18 в. (бархат, атлас, золотое и серебряное шитье, блестки, декоративные обтяжные пуговицы, расшитые серебряной нитью)

Выставка Красавец мужчина. Русский модник на театре

Камзол, конец 1780-х гг. (атлас, пайетки, вышивка гладью)

Выставка Красавец мужчина. Русский модник на театре

Камзол, конец 1780-х гг. (атлас, пайетки, вышивка гладью)

В начале 19 века одежда модников лишается пестрых оттенков – на смену кафтанам приходит черный фрак. Одни из самых известных щеголей того времени – П.Я. Чаадаев, А.С. Грибоедов и А.С. Пушкин, который написал пособие о мужском стиле в стихах. Думаю, «Онегина» читали практически все. В самых известных литературных персонажах того времени — Евгении Онегине Пушкина и Чацком Грибоедова — воплотились самые яркие черты российского денди начала 19 века. Сценические воплощения этих персонажей становились объектами подражания в быту.

Выставка Красавец мужчина. Русский модник на театре

Выставка Красавец мужчина. Русский модник на театре

Жилет А.С. Пушкина

Вещи знаменитых актеров – предмет особого кураторского интереса. Вплоть до конца 19 века артисты часто выходили на сцену в собственной одежде, их модные аксессуары становились элементами театрального образа.

Выставка Красавец мужчина. Русский модник на театре

Домашняя куртка С.Я. Лемешева. 1950-1960 гг. (вышивка крестом)

Выставка Красавец мужчина. Русский модник на театре

Шапочка-феска М.И. Глинки. Россия, до 1857 г. (шелк, вышивка металлической нитью и бисером)

Выставка Красавец мужчина. Русский модник на театре

Табачница М.И. Глинки, середина 18 в. (кожа, металл, плетение из бисера)

К началу 20 века в моде стал строгий классический костюм, украшенный бабочкой.

Выставка Красавец мужчина. Русский модник на театре

На выставке можно проследить, как менялась мода на аксессуары. Здесь вы увидите кисеты с вышивкой, курительные трубки и трости, украшенные чехлами с бисером, бальные книжечки с вышивкой петитом на обложке. Да, это всё мужские аксессуары!

Выставка Красавец мужчина. Русский модник на театре

Кисеты для табака, Россия, 1-я пол. 19 в (кожа, бисер, канва, вышивка)

Выставка Красавец мужчина. Русский модник на театре

Книжка записная бальная (бархат, вышивка)

Выставка Красавец мужчина. Русский модник на театре

Подвязки, Англия, конец 18 в. (бисер, кожа, вышивка)

Выставка Красавец мужчина. Русский модник на театре

Шкатулка с секретным отделением для любовной переписки

Выставка Красавец мужчина. Русский модник на театре

Трость (1я треть 19 в, слоновая кость, бисер, вязание) и чехол для трости (1830-1840-е гг, бисер, вязание, шелк)

Выставка Красавец мужчина. Русский модник на театре

Трость (1я треть 19 в, слоновая кость, бисер, вязание) и чехол для трости (1830-1840-е гг, бисер, вязание, шелк)

В 18 веке трости играли исключительно репрезентативную роль, а также помогали придавать походке большую грациозность. К концу столетия в моду вошли короткие трости (около 50 см), которые носили в руке или под мышкой. Их изготавливали из камыша, тростника, бамбука, ценных пород дерева. Набалдашники часто представляли собой настоящие произведения искусства.

Выставка Красавец мужчина. Русский модник на театре

Трость (1я треть 19 в, слоновая кость, бисер, вязание) и чехол для трости (1830-1840-е гг, бисер, вязание, шелк)

Во второй половине 18 – начале 19 века приобрели популярность вышитые бумажники. Прямоугольными портмоне, с несколькими отделениями или карманами, пользовались исключительно мужчины. Порой в портмоне была вложена записная книжка. В подобных бумажниках хранили банкноты, счета, записки, письма.

Выставка Красавец мужчина. Русский модник на театре

Портмоне (1830-е гг, кожа, бисер, шелк, вышивка)

На выставке представлены мужские корсеты, о которых многие слышали, но мало кто видел.

Выставка Красавец мужчина. Русский модник на театре

Мужские корсеты

А ещё  усмотрела необычный аксессуар – наусники. Их использовали для сохранения формы усов, например, во время сна, и защиты их от загрязнения во время приема пищи. Впервые о таком узнала.

Выставка Красавец мужчина. Русский модник на театре

В левом нижнем углу — наусники

Это только малая часть рассказа о выставке. Если вы интересуетесь историей костюма, обязательно загляните на выставку – там интересно!

Выставка продлится до 2 июля 2018 года.

Адрес: Санкт-Петербург, Шереметьевский дворец, набережная реки Фонтанки, д. 34

Открытки Выставка Красавец мужчина. Русский модник на театре, кофейня Дорис

К выставке выпущен комплект открыток в необычной упаковке в виде входных дверей. Если хотите приобрести такой, загляните в сувенирную лавку Шереметьевского дворца.

***

Статья написала для журнала «Burda. Вышивка крестиком» (июнь 2018)

Выставка Красавец мужчина. Русский модник на театре, Шереметьевский дворец, журнал Burda Вышивка крестиком июнь 2018, Юлия Лапутина

В журнале также опубликована моя небольшая заметка в рубрике «Личный опыт», в которой я делюсь впечатлением о вышивке Bordeaux / Бордо по схеме Jennifer Lentini.

Jennifer Lentini, Bordeaux, Бордо, вино, вышивка крестом, журнал Burda. Вышивка крестиком (июнь 2018), Юлия Лапутина

Комментариев: 4
  1. Классная какая выставка! Наусники очень порадовалиА вышитые комзолы-просто шедевры!

    1. Юля, спасибо! Про наусники я вообще впервые узнала))) Еще были ночные вазы, но не стала выкладывать :)))

  2. Очень интересно! И какие предметы изысканные. Вышивка поражает своим мастерством и высокой художественностью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Back To Top
×Close search
Поиск