С 19 мая по 30 июня 2018 г. в культурно-просветительском центре «Марата 64» проходила выставка «Вышивка. Связь времён». Выставка посвящена традиционной народной вышивке конца XIX — начала XX веков. Здесь была представлена вышивка разных регионов России: Архангельской, Вологодской, Костромской, Тверской, Новгородской, тамбовской губерний, Карелии. Участники выставки — члены этноклуба «Параскева» и ученики этношколы.
О выставке я случайно узнала всего за пару дней до её завершения, а посетить удалось за полтора часа до закрытия. Интересно, почему рукодельные выставки в Санкт-Петербурге практически не анонсируются?
Этнологический клуб «Параскева» существует в Санкт-Петербурге уже 30 лет. Это первая общественная организация Петербурга, занимающаяся изучением опыта традиционных народных ремёсел. Большую научно-методическую помощь в этом оказывает Российский этнографический музей, с которым этноклуб сотрудничает с 1990 года.
Основной ремесленной темой работы этноклуба является традиционный текстиль: плетение, ткачество, узорное вязание, вышивка, традиционный народный костюм, лоскутное шитье, традиционная кукла.
На выставке представлены женские традиционные народные костюмы Верховажского уезда Вологодской губернии конца XIX — начала XX веков. Костюмы состоят из сарафана с лифом, рубахи на кокетке и передника. Конечно же, костюмы украшены вышивкой крестом.
Когда я уже собиралась уходить, пришли вышивальщицы — участницы выставки. Я решила задержаться и пообщаться с ними. Во время демонтажа костюма Полина Моссэ показала некоторые нюансы своей работы: не только рубаха под жилетом украшена вышивкой, но и нижняя юбка также расшита!
Спросила у Полины, неужели и кружево она сама вязала? Оказалось, что это отбеленное винтажное кружево.
Также Полина рассказала об особенности вот этого костюма (хотя не она автор работы), узнав о которой, у меня глаза на лоб полезли! Оказывается, юбка и передник у костюма сотканы вручную автором!
Помимо костюмов на выставке представлено довольно много полотенец с вышивкой в разных техниках. Большинство полотенец вышиты на льняном домотканном полотне. Плюс полотна — не надо обрабатывать край. Еще одна особенность — все швы только ручные: если вышивка выполнялась на льне с не обработанным краем, подгибка выполняется вручную; тесьма также пришивается вручную.

Вышивка выполняла не только декоративную функцию, но и служила оберегом. У каждого орнамента свое значение. Например, Берегиня оберегает весь свой род, семью, очаг и детей; Мировое дерево вышивали для крепкой и здоровой семьи; Коловрат, или Солнцеворот (знак свастики) — самый мощный языческий обережный знак, олицетворяющий единение и непрерывность рода; Макошь — вершительница судеб, покровительствует плодородию, женским занятиям рукотворчеством. У каждого цвета также было своё значение.




Тамбур — глухой односторонний шов, выполняется по предварительно нанесенному рисунку. Можно вышивать как иглой, так и крючком. В XIX веке для этой цели были введены круглые пяльцы. С натянутой на них тканью они напоминали верх барабана, по-французски «тамбура», что и привело к появлению нового термина «тамбурное шитье». Может быть как самостоятельным видом вышивки, так и выполняющим в других видах вышивки роль контура.



Двусторонний шов (роспись) — глухой счетный шов; один из древних вышивальных швов. Создает одинаковый рисунок на лицевой и изнаночной сторонах тканей. Основа — шов «вперед иголку». Наибольшее распространение получил на Северо-Западе России. Двусторонний шов применялся и в других регионах страны, но не являлся преобладающим и чаще использовался в сочетании с другими видами вышивки.





Набор — двусторонний счетный шов, выполняется стежками разной длины по счету нитей в зависимости от узора. По фактуре напоминает браное ткачество. Вышивают как горизонтальными, так и вертикальными рядами.




Распространению и популярности креста в вышивке конца XIX в. — первых десятилетий XX в. способствовали различные «Узорники» и другие альбомы, а также продукция парфюмерно-косметической фирмы «Брокар и К». Сорта брокарского мыла «Сельское», «Русское», «Народное» и другие, снабженные яркими обертками, на которых печатались схемы узоров для вышивания крестом в т.н. русском стиле, особенно полюбились покупателям (вышивки по этим образцам назывли «мыльные»)Также совпало с попаданием в крестьянский быт фабричных тканей с плотным переплетением и городской новинки — канвы.

Вышивка крестом выполняется двумя пересекающимися диагональными стежками, с изнанки образуются вертикальные или горизонтальные стежки.




Строчка-перевить — шитьё по разреженной ткани исполнялось в большинстве губерний России. В своей основе строка всегда имеет сетку из перевитых нитей ткани. Под влиянием местных традиций создавались различные варианты этого шитья. Одни из них выполнялись лишь белой нитью, в другие — вводили цветную нить, образующих контурную обводку рисунка, в третьих — сетку перевивали цветными нитями плотно (цветная перевить).

На выставке была представлена коллекция кукол в народных костюмах, украшенных вышивкой.


