Посещением города Пунта-Аренас мы завершили наше пребывание в Патагонии. Пришла пора двигаться в сторону дома. Следующая остановка — Вальпараисо (Valparaiso), колоритный город на берегу Тихого океана, расположенный недалеко от столицы Чили — Сантьяго.
Утром мы вызвали такси и поехали в аэропорт. На прощание Патагония подарила нам яркий восход над Магеллановым проливом.
До Сантьяго летели бюджетной авиакомпанией Sky.
Полёт от Пунта-Аренаса до Сантьяго длится около 3,5 часов. Через 30 минут после взлёта прошли над уже знакомыми местами: Пуэрто-Наталесом и национальным парком Торрес-дель-Пайне — но почти всё внизу было закрыто облачностью.
Домики Пуэрто-Наталеса лишь на мгновение показались в промежутке между облаками, а из достопримечательностей Торрес-дель-Пайне удалось увидеть только озеро Норденшёльд.
Когда самолёт миновал зону облачности, нам представилась возможность посмотреть на ледники Северного Патагонского ледникового плато.
Некоторые из авиарейсов Пунта-Аренас – Сантьяго делают промежуточную остановку в аэропорту города Пуэрто-Монт (Puerto Montt). У нас был как раз такой рейс, и через 1,5 часа после вылета из Пунта-Аренаса самолёт приступил к снижению.
Пуэрто-Монт встретил нас сочной зеленью, от которой мы уже успели отвыкнуть за время пребывания в Патагонии, и проливным дождём. Стоянка была короткой, и пассажиров, кроме тех, кто летел в Пуэрто-Монт, из самолёта не выпускали.
Через 20 минут полетели дальше. При наборе высоты был виден городок Пуэрто-Варас (Puerto Varas), расположенный на берегу озера Льянкиуэ (Llanquihue) неподалёку от Пуэрто-Монта. Пуэрто-Варас был основан в XIX веке выходцами из Германии, город известен своей архитектурой в немецком стиле, блюдами немецкой кухни и крафтовым пивом. Место популярно у туристов — в Пуэрто-Варасе начинается ряд маршрутов, туда также приезжают для каякинга, рыбной ловли, и катания зимой на горных лыжах.
Через 1,5–2 часа внизу в дымке показались улицы и небоскрёбы Сантьяго.
От Сантьяго до Вальпараисо можно доехать за 2 часа на междугороднем автобусе. Мы же решили немного побуржуйствовать и согласились на предложение гостиницы прислать за нами машину прямо в аэропорт. Машина стоила заметно дороже автобуса, но зато не нужно было тратить время и силы на переезд с походными рюкзаками от аэропорта до автовокзала в центре Сантьяго с возможным стоянием в городских пробках. По дороге в Вальпараисо наш водитель рассказал, что в Чили именно в этот день решили провести перепись населения, в связи с чем был объявлен выходной.
В Вальпараисо мы остановились в маленькой частной гостинице Voga, находящейся в историческом центре в доме постройки 1885 года.
При бронировании выбрали комнату под самой крышей: эта комната хотя и невелика по размеру, но зато из её окна открывается вид на залив.
Из-за переписи населения почти всё в городе было закрыто. От голода нас спасли продуктовый магазинчик и пекарня, почему-то решившие в тот день поработать. Купив в магазине эмпанадас (жареные пирожки), колбасу, бутылку вина и взяв в пекарне хлеб и пару кусков торта, мы вернулись ужинать в гостиницу.
Поужинав, вышли на прогулку по вечернему городу. После Патагонии было непривычно тепло — мы ходили в футболках.
Весь следующий день посвятили осмотру города.
Вальпараисо был основан испанцами в 1536 году. Активно развиваться город начал лишь в XIX веке благодаря своему порту, который служил местом остановки торговых кораблей, ходивших между Атлантикой и Тихим океаном.
С 1914 года начал работать Панамский канал и необходимость в длинных торговых маршрутах, огибающих Южную Америку, отпала. Порт Вальпараисо утратил былое значение, но тем не менее остался крупнейшим морским портом Чили и главной базой военно-морского флота.
Согласно данным за 2012 год население Вальпараисо составляет 270 тысяч человек, а городской агломерации — 800 тысяч. Городская агломерация Вальпараисо является второй в Чили по численности населения после Сантьяго.

Вальпараисо находится в сейсмоопасной зоне. Одно из наиболее разрушительных землетрясений, причинивших городу большой ущерб, произошло в 1906 году. Городу также угрожают вызванные землетрясениями цунами. На улицах Вальпараисо можно встретить указатели путей эвакуации при цунами.
Историческая часть Вальпараисо располагается на холмах, амфитеатром окруживших бухту Тихого океана. С начала XXI века в Вальпараисо стали съезжаться художники, которые разрисовали старые районы города многочисленными граффити.
Художники не обошли вниманием и президента России 🙂
В историческом центре Вальпараисо много маленьких магазинчиков, продающих разнообразные предметы современного искусства.
В одном из магазинов среди всего прочего обнаружились небольшие вышивки.
К сожалению, мы вынуждены признать, что Вальпараисо — очень неухоженный город: много мусора, много бродячих собак (впрочем, не проявляющих никакой агрессии к прохожим). А ведь если привести этот город в порядок, он мог бы стать туристической жемчужиной.
Неспешно прогуливаясь по улицам, мы вышли к гавани.
В порту разгружался большой красный контейнеровоз. Пять быстрых кранов, работая одновременно, снимали с судна контейнеры и ставили их на грузовики: получив контейнер, машина уезжала, а её место тут же занимала новая. В этом чётком процессе было что-то завораживающее — с трудом удалось оторвать взгляд и пойти гулять дальше.
На одной из улиц мы обнаружили магазин товаров для вязания.
Судя по всему, при этом магазине проводятся курсы вышивки гладью. Несколько работ было представлено на витринах. Но вот удивительно: в продаже отсутствовали какие-либо материалы для вышивки!
Настало время обеда, и мы решили поискать какой-нибудь уютный ресторан в старой части города. На холме Консепсьон (Concepcion) нам приглянулся одноимённый ресторан La Concepcion, где помимо вкусной еды обещали террасу с видом на океан.
Раз уж мы оказались в городе на берегу океана, то имело смысл заказать морские блюда 🙂 Было вкусно, ресторан не разочаровал.
Согласно туристическим брошюрам, Вальпараисо расположен на 42 холмах. Неудивительно, что одним из самых популярных видов транспорта в городе стали фуникулёры. Всего в Вальпараисо было построено около 30 фуникулёров, но до наших дней сохранилось лишь 16 из них. Первый фуникулёр Вальпараисо начал работу в 1883 году, он вёл на холм Консепсьон. Во время нашего путешествия этот фуникулёр был закрыт на реконструкцию, поэтому мы направились к другому винтажному фуникулёру, построенному на холме Артильерия (Artilleria).
Фуникулёр Артильерия существует с 1893 года. Его станция очень колоритна — такое впечатление, что интерьер не обновлялся с момента открытия.
Поднялись в вагончике на холм.
С холма Артильерия хорошо просматривается главная база Военно-морских сил Чили.
Ещё одна достопримечательность Вальпараисо — троллейбусы. На единственном в городе троллейбусном маршруте №802 работают самые «пожилые» в мире троллейбусы — большая часть из них была выпущена в 1946–1952 годах. Троллейбусная линия Вальпараисо считается важным объектом исторического наследия Чили и продолжает функционировать, несмотря на конкуренцию со стороны современного транспорта. Старые троллейбусы выходят на маршрут ежедневно, кроме воскресенья.
После прогулок по холмам Вальпараисо в гостиницу мы вернулись изрядно уставшими. Следующим утром едем в Сантьяго знакомиться со столицей Чили.
Как же круто и необычнотакой яркий городок!
Очень колоритный)