В марте 2019 года мы решили устроить недельные каникулы и поехать в место, о котором ещё не было ни одного отчёта в русскоязычном Интернете. Даже на могучем форуме Винского оно ни разу не упоминалось. Итак, знакомьтесь — острова Батанес (Batanes) — это небольшой архипелаг, состоящий из 11 островов, 3 из которых обитаемы. Находятся острова Батанес в Тихом океане на полпути между Филиппинами и Тайванем, территориально принадлежат Филиппинам.

Добраться до островов Батанес на удивление просто — из Манилы, столицы Филиппин, туда ежедневно выполняется два-три авиарейса. «Вот куда вы собрались — а вдруг там едят людей?» — говорили нам перед поездкой 😀

Перелёт Москва — Манила и обратно авиакомпанией Qatar Airways со стыковкой в Дохе обошёлся в 32 тысячи рублей на человека. У катарцев есть рейсы и из Петербурга, но билеты на них стоили заметно дороже московских, поэтому пришлось прокатиться на дневном «Сапсане», погулять по Москве под дождём, а затем отправиться «Аэроэкспрессом» в аэропорт Домодедово.

Москва
Москва, Чистопрудный бульвар
Москва, Аэроэкспресс
Павелецкий вокзал, «Аэроэкспресс» в Домодедово

Ночной перелёт до Дохи, столицы Катара, занял пять часов.

Катар, Доха
Над ночной Дохой

В Дохе у нас было около трёх часов времени перед следующим рейсом. Успели и позавтракать, и побродить по аэропортовым магазинам. Мы как-то совершенно упустили из виду, что въезд в Катар недавно стал для россиян безвизовым. Знали бы об этом заранее — выбрали бы стыковку подольше, чтобы поспать в гостинице и погулять в городе.

Своеобразным символом Международного аэропорта Хамад в Дохе стала фигура игрушечного медведя с лампой — работа швейцарского художника Урса Фишера. Урс создал трёх таких мишек: двух жёлтых и одного голубого. Этот жёлтый мишка был приобретён на аукционе за 6,8 миллионов долларов кем-то из членов семьи эмира Катара.

Катар, Аэропорт Доха, Bear Lamp
Мишка с лампой в центральном зале аэропорта Дохи

Рейс в Манилу отправлялся в 8 часов утра. Длится полёт от Дохи до Манилы около 9 часов.

Катар, Доха
Небоскрёбы Дохи

Летели через Индийский океан и Индию. Казалось, что Индия должна быть очень зелёной страной, но вот, уже который раз пролетая над ней, видим только жёлтые равнины с высохшей от солнца травой.

Индия
Над Индией

Далее полёт проходил вдоль побережья Бангладеш, изрезанного многочисленными рукавами дельты Ганга.

Бангладеш, Дельта Ганга
Дельта реки Ганг

Около города Читтагонг с самолёта было даже видно знаменитое кладбище кораблей, где утилизируется около половины мирового объёма судов, списанных на металлолом. Многие судовладельцы отправляют отслужившие своё корабли именно туда, так как в Бангладеш из-за дешевизны рабочей силы и отсутствия контроля за экологией и безопасностью труда разделка кораблей на металл обходится в гораздо меньшую сумму, чем в развитых странах.

Бангладеш, Читтагонг, Кладбище кораблей
Читтагонг, кладбище кораблей, вид с самолёта

Стемнело. Пролетели через Мьянму, Гонконг и Южно-Китайское море. В Манилу прибыли в 10 часов вечера по местному времени.

Манила
Над вечерней Манилой

Границу прошли быстро (для граждан России въезд на Филиппины безвизовый), а вот чемоданы пришлось ждать минут тридцать.

В аэропорту Манилы есть два вида такси: по счётчику (meter taxi) и купонное (coupon taxi), найти их можно по указателям. Такси по счётчику дешевле, но к ним порой выстраиваются длинные очереди. За купонное такси цена фиксирована и определяется лишь местом назначения, машины получше, чем у такси со счётчиком. Чтобы не стоять в очереди мы взяли купонное такси, доехали до гостиницы и, заселившись, моментально уснули — сказались два длинных перелёта, первый из которых к тому же был ночным.


Манила расположена на острове Лусон — самом крупном и густонаселённом острове Филиппин. Население Манилы — около 2 миллионов человек, а столичная агломерация Метро-Манила, куда помимо Манилы входит ещё 15 примыкающих к ней городов, насчитывает почти 22 миллиона жителей. Манила была основана в 1571 году испанскими конкистадорами, отвоевавшими эти земли у мусульман. В результате активной христианизации местного населения, проведённой испанцами, более 90% филиппинцев в настоящее время являются христианами-католиками. В 1898 году по итогам испано-американской войны Испания передала Филиппины Соединённым Штатам Америки. Во время Второй Мировой войны Манила была оккупирована японцами. Освобождая город, американцы почти полностью разрушили его своими бомбардировками. После войны Филиппины стали независимым государством.

Туристам, отправляющимся в Манилу, обычно советуют останавливаться в районе Макати (Makati) — это самый современный, безопасный и чистый район города, застроенный небоскрёбами, офисами и моллами. Но у Макати есть недостаток — там совершенно нечего делать. Не по торговым центрам же ходить мы приехали на Филиппины. Поэтому мы забронировали гостиницу в более «бомжовом» районе Малате (Malate) — по крайней мере оттуда можно было пешком дойти до исторических достопримечательностей. Гостиница оказалась хорошей — в современном высотном здании, с удобными номерами и вкусными завтраками.

Филиппины, Манила, гостиница, завтрак
Манила. Завтрак в гостинице

Про Манилу точно можно сказать, что она — город контрастов. Небоскрёбы, фонтаны и ухоженные скверы там соседствуют с трущобными сараями и стихийными базарами. Криминальная обстановка не самая благополучная, о чём свидетельствует вооружённая охрана у каждой гостиницы и каждого магазина. В Маниле есть бедные кварталы, где туристу не стоит (да и незачем) появляться, но в целом опасность этого города в различных рассказах, отзывах и публикациях скорее преувеличена. Районы Манилы, представляющие интерес для туристов, вполне спокойны и безопасны, остерегаться там стоит разве что карманников и традиционных для южных стран воров-мотоциклистов, которые вырывают сумки у зазевавшихся прохожих или у пассажиров такси, не заперших двери изнутри. На улицах нашего района было много бездомных, живущих на матрасах или в картонных коробках, но к прохожим они не приставали.

Филиппины, Манила, улицы
Улицы района Малате

Первым делом мы отправились пешком в исторический центр Манилы — Интрамурос (Intramuros).

Филиппины, Манила, улицы
Улицы района Малате

По дороге встречались целые мини-рынки уличной еды. Но по сравнению с тайским уличным seafood’ом местные блюда выглядели менее полезными для желудка.

Филиппины, Манила, уличная еда
Уличная еда
Филиппины, Манила, уличная еда
Уличная еда

Уличную еду в Маниле употребляют в основном небогатые слои населения. Средний класс и молодёжь предпочитают фаст-фуд рестораны и различные едальни при торговых центрах. Фаст-фуд чрезвычайно популярен у филиппинцев — тут даже возникла местная сеть ресторанов быстрого питания под названием Jollibee, успешно конкурирующая с McDonalds. Для любителей кофе повсеместно встречаются кофейни Starbucks.

Местная кухня нас не впечатлила. Как и во многих странах Юго-Восточной Азии основной ингредиент — это рис, но не какой-нибудь ароматный басмати, а самый простой. Весь встречавшийся нам рис готовили с добавлением чеснока. В качестве мяса выступают жареные в кипящем масле или на гриле кусочки свинины или курятины, при этом в почёте не филе, а всякие субпродукты вроде шкуры, жира или кишок. Очень популярны жареные куриные крылья, глазированные в сладковатом соусе. Типичный десерт — сладкий слипшийся рис. При желании туристы-гурманы могут найти и отведать «особые» местные блюда: балют (варёное утиное яйцо с частично сформировавшимся плодом с оперением и клювом) и суп номер пять (суп с хм… бычьими гениталиями — считается, что он усиливает потенцию).

Филиппины, Манила, Jollibee
Jollibee — филиппинский конкурент McDonalds

Климат Манилы тропический, гулять по городу жарко в любое время дня. Хорошо, что почти на каждом углу есть мини-маркеты или магазины «7-Eleven», где можно купить бутылку воды.

Филиппины, Манила, кот
Котик утоляет жажду у протекающей поливалки для клумб

В ходе этой поездки обнаружились два удобных для туриста факта о Филиппинах. Во-первых, благодаря американскому влиянию английский язык стал в стране вторым официальным, его знают большинство жителей вне зависимости от возраста и общественного положения, и поэтому языковых проблем у туристов не возникает. Во-вторых, курс национальной валюты — филиппинского песо — близок к курсу российского рубля (на момент написания этой записи: 1USD=52PHP, 1USD=64RUB), а значит, при взгляде на цену в песо сразу легко представить и примерную цену в рублях.

В Интеренете часто пишут о том, что передвигаться по Маниле автотранспортом практически невозможно из-за постоянных пробок. Мы брали в Маниле такси, в разное время дня и в разных районах — трафик действительно очень плотный и движение сильно затруднено, однако после Москвы манильские пробки как-то не произвели особого впечатления.

На дорогах Манилы обращают на себя внимание колоритные маршрутные такси — джипни. Первые джипни филиппинцы переделывали из «джипов», списанных с американских военных баз. Теперь кустарные мастерские делают джипни из любых подходящих подержанных автомобилей. Джипни стали одним из элементов филиппинской культуры, только лишь в Маниле насчитывается более 50 тысяч джипни.

Филиппины, Манила, Джипни
Джипни — филиппинское маршрутное такси

Наш путь к Интрамуросу проходил через парк Рисаля (Rizal Park), находящийся в самом центре Манилы. Парк был назван в честь филиппинского учёного, писателя и поэта Хосе Рисаля — идеолога реформаторского движения за независимость Филиппин. Пользуясь случаем прогулялись по парку.

Филиппины, Манила, Rizal Park
Парк Рисаля
Филиппины, Манила, Rizal Park
Парк Рисаля, пруд с фонтанами
Филиппины, Манила, Rizal Park, отдых
Парк Рисаля, отдыхающий фотограф
Филиппины, Манила, Rizal Park, акация
Парк Рисаля, акация
Филиппины, Манила, Rizal Park, цветок
Парк Рисаля, лилия-гименокаллис
Филиппины, Манила, Rizal Park
Памятник Хосе Рисалю

Обогнув парк и перейдя оживлённый перекрёсток мы оказались перед входом в Интрамурос — исторический центр Манилы. Интрамурос был построен испанцами как крепость с толстыми каменными стенами для защиты от набегов китайских пиратов. Долгое время Интрамурос и являлся, собственно, Манилой — за пределы стен город вырос сравнительно недавно. Интрамурос сильно пострадал от бомбардировок в годы Второй Мировой войны, но затем был по мере возможностей частично восстановлен.

Филиппины, Манила, Intramuros
Стены Интрамуроса и машущие нам школьницы
Филиппины, Манила, Intramuros
У входа в Интрамурос
Филиппины, Манила, Intramuros
Улицы Интрамуроса

В Интрамуросе, недалеко от входа, расположен большой сувенирный магазин-галерея, где можно посмотреть и приобрести изделия филиппинских мастеров, в том числе и антикварные. Здесь можно найти изделия из бисера, панно и покрывала в технике пэчворк, традиционные для Филиппин плетенные изделия из бамбука и ротанга, вырезанные из дерева фигурки, национальные костюмы, а также мебель.

Филиппины, Манила, сувениры, Silahis
Панно и подушки в технике пэчворк
Филиппины, Манила, сувениры, Silahis
Изделия из бисера
Филиппины, Манила, сувениры, Silahis
Национальный костюм
Филиппины, Манила, сувениры, Silahis
Национальные костюмы

По всему магазину в большом количестве присутствовали парные кошачьи фигурки, вырезанные из дерева. Взяли двух кис на память о поездке.

Филиппины, Манила, сувениры, Silahis
Кисы. Фигурки из дерева

После посещения магазина мы продолжили прогулку по Интрамуросу.

Филиппины, Манила, Intramuros
Улицы Интрамуроса

Благодаря сохранившимся и восстановленным архитектурным памятникам колониального периода Интрамурос стал одной из главных достопримечательностей филиппинской столицы.

Филиппины, Манила, Intramuros
Улицы Интрамуроса

На улицах Интрамуроса можно встретить местных гидов и по совместительству велорикш, весьма назойливо предлагающих туристам экскурсии по району.

Филиппины, Манила, Intramuros
Улицы Интрамуроса

Где-то в глубинах Интрамуроса мы набрели на маленькую площадь с симпатичной старой церковью. Оказалось, что церковь Святого Августина, которую мы нашли — не просто старая, а старейшая (конец XVI века) из действующих на Филиппинах церквей. Храм чудом уцелел при бомбардировках города.

Филиппины, Манила, Intramuros, Simbahan ni San Agustin
Церковь Святого Августина
Филиппины, Манила, Intramuros
Улицы Интрамуроса
Филиппины, Манила, Intramuros
Улицы Интрамуроса
Филиппины, Манила, Intramuros
Улицы Интрамуроса

В Интрамуросе есть несколько улочек с трущобной застройкой, но ходить по ним, по крайней мере днём, было нестрашно.

Филиппины, Манила, Intramuros
Трущобные улицы Интрамуроса
Филиппины, Манила, Intramuros
Трущобные улицы Интрамуроса
Филиппины, Манила, Intramuros
Трущобные улицы Интрамуроса

Филиппинские мужчины, видимо, для лучшей вентиляции в жарком климате, любят закатывать нижний край футболки и ходить по улице с торчащим пузом. На приведённой выше фотографии как раз можно видеть одного такого персонажа 🙂

Филиппины, Манила, Intramuros, Собор
Кафедральный собор Манилы

Пройдя по историческим улицам Интрамуроса, мы вышли к кафедральному собору Манилы. Первое здание собора было построено в 1571 году, затем оно многократно перестраивалось после различных происшествий: пожара, четырёх землетрясений и бомбардировки 1945 года.

Филиппины, Манила, Intramuros, Собор
Кафедральный собор Манилы
Филиппины, Манила, Intramuros, Собор
В кафедральном соборе Манилы

В дальнем конце Интрамуроса находится ещё один памятник истории — форт Сантьяго. Вход в форт платный.

Филиппины, Манила, Intramuros, Fort Santiago
Форт Сантьяго
Филиппины, Манила, Intramuros, Fort Santiago
Ров форта

В до-испанскую эпоху на месте форта располагалась крепость мусульман. Захватив эти земли во второй половине XVI века, испанцы построили свой форт со стенами из брёвен и земли. При нападении китайских пиратов форт был разрушен. Испанцам удалось изгнать пиратов, а в 1590 году форт отстроили заново, на этот раз из камня. В годы Второй Мировой войны японские военные использовали форт как тюрьму для местного населения. При освобождении Манилы большая часть строений форта была разрушена снарядами американской и филиппинской армий.

Филиппины, Манила, Intramuros, Fort Santiago
Форт Сантьяго
Филиппины, Манила, Intramuros, Fort Santiago
Форт Сантьяго
Филиппины, Манила, Intramuros, Fort Santiago
Форт Сантьяго
Филиппины, Манила, Intramuros, Fort Santiago
Голубятня

В одном из помещений форта действует небольшая выставка моделей исторических зданий Манилы, собранных из конструктора Lego. В зале работает кондиционер, что при дневной жаре является дополнительным стимулом для посещения.

Филиппины, Манила, Intramuros, Fort Santiago
Lego-модели исторических зданий

Форт Сантьяго стоит на берегу протекающей через Манилу реки Пасиг.

Филиппины, Манила, река Пасиг
Река Пасиг

На другом берегу реки расположен китайский квартал Манилы.

Филиппины, Манила, chinatown
Китайский квартал Манилы

После осмотра форта мы отправились в обратный путь.

Филиппины, Манила
Улицы Манилы

На глаза попалась афиша выставки Bayaning Inday с вышитыми крестом и бисером куклами, панно и салфетками. Решили дойти и посмотреть, тем более, что нужный адрес находился неподалёку в Интрамуросе. Как оказалось, на выставке были представлены работы, выполненные женщинами-заключёнными и их детьми. Организаторы выставки хотели привлечь внимание к проблемам перенаселения женских тюрем и условий жизни заключённых. Про выставку позже будет отдельный пост.

Филиппины, Манила, вышивка, куклы
Вышитые куклы с выставки Bayaning Inday

Прежде чем покинуть Интрамурос мы поднялись на его древнюю стену и обошли часть района по периметру.

Филиппины, Манила, Intramuros
Виды со стен Интрамуроса
Филиппины, Манила, Intramuros
Прогулка по стенам Интрамуроса
Манила, Интрамурос
Прогулка по стенам Интрамуроса
Филиппины, Манила, Intramuros
Виды со стен Интрамуроса
Филиппины, Манила, Intramuros
Виды со стен Интрамуроса
Филиппины, Манила, мужик в жёлтой футболке
Парень в футболке под цвет столбика 🙂
Филиппины, Манила, Intramuros
Прогулка по стенам Интрамуроса

На территории Интрамуроса сосредоточено множество школ, колледжей и университетов. Во второй половине дня весь район и его окрестности заполняются школьниками и студентами, возвращающимися с занятий. У каждого учебного заведения свой цвет униформы. Здешние учащиеся весьма общительны и, увидев нас — иностранцев, махали руками и приветствовали.

Филиппины, Манила, девушки-студентки
Студентки
Филиппины, Манила, девушки-студентки
Студентки ждут маршрутку-джипни
Филиппины, Манила, студенты
Студенты
Филиппины, Манила, Intramuros
Виды со стен Интрамуроса

Туристам в Маниле, помимо всего прочего, рекомендуют посмотреть закат над заливом, поэтому ближе к вечеру мы пришли на набережную. Место оказалось людным — на лавочках отдыхали горожане, торговцы продавали еду с тележек, было несколько точек, где делали массаж. На набережной велись какие-то строительные работы и подход непосредственно к воде был отгорожен голубым забором.

Филиппины, Манила, набережная
Набережная

За забором у самой воды разлеглись коты. В Маниле вообще много котов, а вот собак мы почти не видели.

Филиппины, Манила, набережная, кот
Кот на набережной

Небо было облачным, но всё же закат в тот день получился.

Филиппины, Манила, залив, закат
Закат над заливом

Прежде чем отправиться в гостиницу спать, мы из праздного любопытства заглянули в находящийся неподалёку большой торговый центр Robinsons. Ничего особенного там не обнаружили — бренды те же, что и у нас, или попроще. Место оживлённое, видимо для многих манильцев посещение торговых центров является одним из  вариантов досуга.

Филиппины, Манила, торговый центр
В торговом центре Robinsons

Когда вышли из торгового центра было уже темно. На пути к гостинице встретилось несколько ночных баров с неоновыми вывесками. У входов в бары стояли группы девушек в одинаковых коротких платьях (похоже, что у каждого бара своя униформа) и зазывали прохожих мужчин.

Наш рейс на острова Батанес отправлялся следующим утром в 6:30, поэтому спать мы легли рано. Не так много оставалось времени, чтобы выспаться.


Оглавление серии «Филиппины. Острова Батанес»

  1. Филиппины. Острова Батанес: 1. Манила
  2. Филиппины. Острова Батанес: 2. Батан, север
  3. Филиппины. Острова Батанес: 3. Сабтанг
  4. Филиппины. Острова Батанес: 4. Батан, центр
  5. Филиппины. Острова Батанес: 5. Батан, юг
  6. Филиппины. Острова Батанес: 6. Виган

Добавить комментарий