Последний день на островах Батанес мы посвятили осмотру южной части острова Батан. Решили доехать трайсиклом до деревни Уюган (Uyugan) на самом юге, а там уже действовать по обстоятельствам.
Первое, что мы увидели в Уюгане, выбравшись из трайсикла, было загадочное объявление «Свинина в понедельник». Видимо, там находится точка продажи.
С южного побережья Батана хорошо просматривается остров Сабтанг, на котором мы побывали двумя днями ранее.
В Уюгане сохранилось много домов с традиционными тростниковыми крышами.
Каждая деревня на островах Батанес имеет свою маленькую церковь. Уюган — не исключение.
Напротив церкви — здание муниципалитета. Чтобы донести до жителей идеи здорового питания, местные власти повесили таблицу норм дневного потребления продуктов.
Там же установлена урна для пластиковых бутылок. Радует, что и в этой отдалённой провинции начали осваивать раздельный сбор мусора.
На островах Батанес скоро должны были состояться выборы, поэтому около муниципалитета разместили доску с информацией о кандидатах.
В Уюгане есть пересохший канал, вероятно, отводящий воду в сезон тайфунов. Через канал переброшен мостик. Старые каменные перила и балясины придают мостику колорита.
Прошлись по улочкам деревни — чисто, зелено, тихо. Много деревьев, создающих приятную тень. Из местных жителей встретили только бабульку, подметавшую улицу. Все остальные, видимо, где-то работали.
В одном из домов увидели картины, вышитые крестом! Дверь в дом была открыта, но хозяева отсутствовали, поэтому узнать подробности о вышивке не удалось.
Погуляв по Уюгану, мы решили двигаться в сторону Баско, осматривая встречающиеся по пути интересности. Следующая остановка — городок Ивана (Ivana), куда мы за 150 песо доехали на трайсикле.
В деревнях южной части острова периодически встречаются руины покинутых домов. Причём, многие из этих домов, судя по колоннам и различным архитектурным украшениям, были не из бедных. Интересно, что же заставило жителей покинуть свои жилища — землетрясение, цунами или отъезд в поисках лучшей жизни?
Церковь Иваны была построена в XIX веке и носит имя Св. Иосифа.
Во время нашей поездки в церкви велись ремонтные работы.
Почти в каждой церкви на островах Батанес есть фигура Иисуса, и всегда она одета вот в такое странное платье.
Одной из достопримечательностей Иваны является кафе Honesty («Честность»).
В этом кафе за прилавком нет продавцов. Посетители сами готовят себе кофе или чай (к сожалению, только из пакетиков), берут сэндвичи и выпечку, а для оплаты опускают необходимую сумму денег в деревянный ящичек и делают запись в тетрадке.
Кафе с идеей честности обрело популярность, при нём открылся гостевой дом и сувенирный магазин.
В сувенирном магазине покупатели также сами берут, что хотят, а платят, опуская деньги в ящик.
Далее из Иваны мы пошли пешком.
На протяжении всего пути дорога следовала вдоль поросшего пальмами побережья острова.
Идти под полуденным солнцем было жарковато. И хотя у нас был с собой запас воды, но соблазнительно висящие на пальмах кокосы не давали покоя.
Удалось залезть на одну из пальм и при помощи складного ножа-мультитула срезать кокос и вскрыть его. Увы — добытый кокос оказался без воды. То ли этот кокос перезрел, то ли мы не обладали тайным знанием о том, как распознавать кокос с водой среди всех прочих. Оставив затею с кокосами, пошли дальше.
Дошли до порта San Vicente, откуда два дня назад мы отправлялись на остров Сабтанг. Фалувы в эти часы находились на Сабтанге, поэтому в порту не было ни души.
Остановились в порту минут на десять отдохнуть в тени навеса. Изучили установленный там информационный стенд местного муниципалитета. Среди вывешенных на стенде многочисленных статистических докладов и одного объявления о том, что предвыборная агитация в дни праздника Пасхи влечёт за собой тюремное заключение, наше внимание привлекли распечатки с информацией о вакансиях — появилась возможность узнать кое-что о зарплатах в филиппинской провинции. Было три вакансии:
- клерк в муниципальном казначействе. Единственное требование — 2-летнее образование в колледже. Ежемесячная зарплата — 8,434 песо ($160),
- бухгалтер. Требование — 2 года колледжа, перед вступлением в должность 8 часов обучения. Зарплата — 11,841 песо ($225),
- чиновник по чрезвычайным ситуациям. Образование — 4 года колледжа, перед вступлением в должность — 4-часовой инструктаж. Зарплата — 17,917 песо ($340).
После непродолжительного отдыха в порту потопали дальше.
Дошли до скалистого мыса. Чистая морская вода около берега имела необычайно яркий голубой цвет.
У петлявшей вокруг скал дороги всё чаще стали встречаться знаки «Blow Ur Horn», призывающие водителей подавать сигнал на участках с ограниченной видимостью. Эти знаки стали одним из символов островов Батанес — их выпускают в виде сувенирных магнитов и печатают на футболках.
После того, так мы обогнули мыс, перед нами открылся вид на всё западное побережье Батана. В нескольких километрах впереди находился городок Махатао (Mahatao), а совсем далеко — Баско.
Около Махатао расположена бухта с одним из немногих пригодных для купания пляжей на острове. Пляж носит название Белый пляж Хоморон (Homoron White Beach).
В дальнем конце пляжа находится защищённая скалами от волн Голубая лагуна Хоморон (Homoron Blue Lagoon). Её ещё называют Испанской лагуной, так как в колониальные времена купаться в этой лагуне разрешалось только испанцам. Ну а в наши дни лагуну правильнее будет называть Туристической — именно сюда в рамках организованных туров привозят купаться туристов.
Отдохнув немного на пляже, мы продолжили путь.
Дошли до городка Махатао.
В Махатао есть маяк, но его строительство ещё не закончено.
Усталость давала о себе знать, поэтому дальше мы решили ехать на трайсикле. В Махатао, как и в Баско, имеется целая стоянка трайсиклов-такси.
Вернувшись в Баско, мы зашли в кафе на одной из центральных улиц. Их кофе оказался так себе (из ширпотребной кофе-машины с кнопкой), зато выпечка была вполне съедобной. Работающие в кафе девушки принесли сфотографировать одно из своих произведений, которое они изготовили на заказ.
Гуляя по улицам Баско, мы случайно обнаружили багетную мастерскую. То есть при желании на островах Батанес можно даже оформить вышивку в багет 😀
Вечером мы взяли трайсикл и поехали на ужин в ресторан Cafe du Tukon, который уже посещали накануне. Увы, но в тот вечер ресторан был забронирован под свадьбу. Обратно в Баско решили прогуляться пешком по уже знакомой дороге с видами на гору Ирайю.
Говорят, что есть пешие тропы, ведущие на вершину Ирайи. Поначалу мы даже планировали посвятить один из дней восхождению, но в жарком климате лезть наверх было лениво. Может в другой раз, если когда-нибудь приедем на острова Батанес в январе…
Во время прогулки я сфотографировала для блога и инстаграма новый кулон с вышитыми фиалками. Про этот кулон в блоге уже был отдельный пост.
Вернувшись в Баско, мы поужинали в Hiro Joy Cafe. Несмотря на простенький интерьер, ресторан оказался неплохим.
После ужина предприняли вторую попытку сфотографировать ночное небо у маяка. Прошли через город, вышли на ведущую к маяку дорогу. Дорога не имеет освещения, и в темноте стали заметны летавшие над кустами светлячки. Мы тоже включили фонарики и направились к маяку. Начали встречаться припаркованные на обочине машины — неужели опять свадьба? Точно! Просто невероятное количество свадеб для столь маленького сообщества! А может, это не местные? Может, у филиппинцев стало модным устраивать свадьбы на островах Батанес? Как впоследствии показал поиск в Интернете, таких предложений довольно много.
Небо затянуло облаками, поэтому искать другое место для съёмки мы не стали — вернулись в гостиницу спать.
Ну вот и пришло время прощаться с живописными островами Батанес и дружелюбным народом иватанов. Следующим утром мы вылетели в Манилу.
В самолёте я продолжила вышивать Розу Just Joey от «Парижских вышивальщиц».
Летели вдоль западного побережья Лусона.
Через два часа приступили к снижению.
Приземлились. Пока рулили к терминалу, обратили внимание на лежащий на брюхе повреждённый Boeing-737. Позже в Интернете узнали подробности — самолёт китайской авиакомпании Xiamen Airlines при посадке в плохую погоду выкатился за пределы полосы. Обошлось без жертв. Произошло это ещё в августе 2018 года — не понятно, почему самолёт до сих пор лежал на самом видном месте.
К терминалу мы ехали долго — все стоянки были заняты, и нам пришлось ждать, пока они освободятся. На выходе из самолёта авиакомпания Cebu Pacific даже в хорошую погоду предлагает своим пассажирам зонтики. Впрочем, зонтик можно использовать и для защиты от солнца.
В аэропорту Манилы внедрили интересное нововведение — на экране показывают, как грузчики выгружают багаж. Можно понаблюдать за своим чемоданом.
Выйдя из терминала, мы взяли такси, и вскоре были в гостинице.