С 17 октября 2019 года в Коломенском в выставочном зале «Подклет дворца царя Алексея Михайловича» проходит выставка «Искусство русской вышивки XVI — начала XX века из собрания музея-заповедника «Коломенское — Измайлово — Люблино». О выставке я узнала ещё в октябре до её открытия, а вот посетить удалось только в новогодние праздники.
Основу коллекции составляют спасённые ткани из ризниц храмов села Коломенского, храмов и монастырей Москвы и Подмосковья — облачения духовенства и предметы церковного убранства, а также народная одежда разных губерний, светские и городские костюмы и аксессуары, дамское бельё, вышитые предметы быта и интерьера: картины, скатерти, полотенца, постельное бельё и т.п.
Выставка разделена на четыре части: изобразительная и орнаментальная вышивка; вышивка жемчугом, бисером и стеклярусом; счётная вышивка; белая вышивка.
Изобразительная вышивка
На Руси с древнейших времён вышивкой украшались одежда, предметы быта и интерьера. Золотными и шёлковыми нитями расшивались одежды великих князей и царей. С X века вышивка часто встречалась в церквях и храмах: вышивали иконы, литургические покровцы и надгробные покровы, одежду духовенства.


В православном богослужении особое место занимали предметы, украшенные изобразительной вышивкой, которые входили в повествовательную и содержательную часть службы. Часто вышивались сюжеты из священных писаний: отдельные эпизоды располагались в хронологическом порядке. В России XVI — XVII веков подобные вещи называли «букварём для неграмотных» — средневековые люди понимали и умели читать вышитые на ткани архаичные и христианские символы.

Изобразительной вышивкой (лицевым шитьём) называются все виды сюжетной вышивки, использовавшиеся на Руси с X века. Обычно над произведением с изобразительной вышивкой на протяжении длительного времени работал целый коллектив мастеров. Привозная шёлковая ткань с подложкой из холста натягивалась на пяльцы. Пяльцами занимался столяр, который входил в штат мастерской. Оборотная часть холста проклеивалась мучным или рыбьим клеем. Рисунки для вышитых икон создавали иконописцы (знаменщики). Рисунок чертился на бумаге, затем вымётывался и расцвечивался на ткани. Надписи писал специалист-калиграф (словописец). Орнамент выполнял «травщик». На каждый рисунок уходило от нескольких дней до месяца. Затем шёлковыми нитками вышивали лицо и открытые части тела (личное шитьё). Одежду, архитектуру и пейзаж (доличное шитьё) вышивали разными техниками: цветными шелками на проём, золотными нитями по настилу вприкреп и скатными нитями (золотные нити, перевитые с цветными шёлком). Сначала делался горизонтальный настил из толстых хлопчатобумажных нитей (с XVII века настилом могли быть бумага, картон, вата, береста). Затем вертикально укладывались золотные нити, каждая из которых прикреплялась к настилу цветной шёлковой нитью единичными стежками — вышивка вприкреп. С XVII века в золотном шитье стали использовать канитель, трунцал, блёстки, вставки из стекла и драгоценных камней.


Наибольшее развитие изобразительная вышивка получила в XVI — XVII веках. Рукоделием занимались в «светлицах» — светлых помещениях. Возглавляла мастерскую хозяйка дома, которая и сама вышивала, и набирала штат мастериц. Профессия вышивальщицы была почётной, однако имена мастериц встречаются крайне редко. Муж, в доме которого была подобная мастерская, мог высоко подняться по социальной лестнице. В Москве наиболее известными были светлицы княгини Старицкой, боярынь Годуновых, княгини Сицкой, боярынь Милославских, князей Одоевских, «именитых людей» Строгановых.

С XVI века крупнейшим древнерусским центром художественной вышивки была мастерская на территории Московского Кремля (с XVII века называлась «Царицына мастерская палата»). Царица сама вышивала шёлком, золотом, жемчугом. Мастерицы и ученицы были жёнами и дочерьми из знатных семей. В 1626 году в царской светлице работали 15 золотошвей, к концу XVII века и число выросло до ста. В среднем мастерицы работали по 20-25 лет, хотя были и такие, кто работал по 50 лет. Царицына мастерская палата воздействовала на развитие вышивального искусства в стране, диктовала вкус и распространяла традиции искусства русской художественной вышивки.
Орнаментальная вышивка
В основе русской орнаментальной вышивки часто лежат заимствованные орнаменты с предметов из серебра, финифти, с зарубежных тканей и декоративного оформления рукописных книг. Русские вышивальщицы отбирали узоры и художественные приёмы, которые соответствовали национальным понятиям красоты.
Русская вышивка XVI — XVII веков имела элитарный характер, так как привозные ткани и нити для вышивки были очень дорогими. Люди бережно относились к тканям. Часто хранили отдельные элементы обветшалых вещей, старались сберечь высокохудожественные образцы вышивки. Ткани передавались по наследству, отдавались в храмы и монастыри в качестве подарков, светские платья порой перешивались в богослужебные предметы, давая тканям и вышивкам вторую жизнь.






Русской средневековой вышивкой занимались в княжеских дворцах, в домах богатых бояр и торговых людей и, конечно же, в женских монастырях.
Основная тенденция русской орнаментальной вышивки XVII века — стремление к парадности, узорочью, золотому цвету. Соответственно, была популярна золотная вышивка.
Женские головные уборы, богато украшенные золотной вышивкой, особо ценились. Они бережно хранились и передавались по наследству. По головному убору можно было определить возраст женщины, её семейное и социальное положение, а также регион её проживания. Головные уборы замужней женщины закрывали волосы, а девичьи уборы (венец, повязка) наоборот оставляли открытыми волосы и теменную часть головы.
Кокошник был праздничным головным убором, который носили в городах купчихи и мещанки. Повойник относился как к праздничным, так и к повседневным головным уборам. Кичка-сорока была исключительно крестьянским праздничным убором.



В XIX веке золотная вышивка постепенно исчезает из народного костюма, однако она украшала придворную одежду.

В начале XVIII века реформы Петра I изменили на европейский манер русский придворный быт. В России появляются новые техники вышивки: теневая гладь, вышивка бисером, стеклярусом, крестом. В XVIII веке вышивка перестаёт быть только церковной.
Специализированные мастерские и мастерские при монастырях расшивают золотом кафтаны, одежду теневой гладью. Например, монахини Арзамаса расшивали золотной вышивкой придворные женские платья.

В конце XVIII века приобретают большое значение девичьи — мастерские крепостных вышивальщиц, которые работали не только на семьи своих помещиков, но и вышивали на продажу. Вышивание плащаницы было одним из самых почётных светличных рукоделий.
Во всех институтах и пансионах девочек учили шить и вышивать, а воспитанницы Екатерининского института даже получали за свою работу жалованье.
На рубеже XVIII — XIX веков женщины всех слоёв общества занимались вышивкой. Городские жители чаще пользовались услугами вышивальщиц-профессионалов, которые выполняли вышивки разной сложности.
В XIX веке появляются кустарные центры: в Торжке Тверской губернии, Палехе и Городце Владимирской губернии специализируются на золотной вышивке городского типа, а владимирские мастерские Холуя и Мстёры — на вышивке белой гладью европейского образца.
Вышивка жемчугом
Часто в изобразительной и орнаментальной вышивке использовался жемчуг, который на Руси приравнивался к драгоценным камням. Жемчуг в изобилии украшал одежду царя, знати и церковных иерархов, поэтому в сознании иностранцев воспринимался как символ всего русского. Искусство вышивки жемчугом достигло расцвета во второй половине XVII века.

В XV — XVII веках спросом пользовался привозной морской жемчуг матового оттенка.
Подготовка жемчуга для вышивки происходила в несколько этапов. После извлечения из раковины мягкую жемчужину помещали в слабощелочную среду для затвердения. Для придания блеска жемчуг купали в росе. После затвердения в жемчужине делали отверстие, которое порой было не толще человеческого волоса. Затем сортировали жемчуг на тёмной бархатной или суконной ткани, препятствующей скольжению бусин. В книге по химии «Открытие сокровенных художеств» М.И. Агентова целая глава посвящена жемчугу: как из мелких жемчужин делать крупные, как их обрабатывать и т.п.
Вышивку жемчугом на Руси называли «саженьем»: на вощёную льняную нить, иногда на тонкий волос, нанизывались жемчужины. По контуру рисунка пришивали двойную льняную нить, между которыми затем укладывали низку жемчуга, которую закрепляли поперечными стежками после каждой бусины.

С начала XVIII века вместо перламутра и жумчуга стали всё чаще использовать бисер и стеклярус. Вышивка жемчугом, бисером и стеклярусом похожи по приёмам работы.
В церквях бисером, стеклярусом и жемчугом часто украшали оклады, цаты и ризы икон.


Люди из простых слоёв населения теперь могли делать вклады в церковь. Таким образом в храм Казанской Иконы Божьей Матери села Коломенское попал бисерно-стеклярусный оклад на икону «Богоматерь Печерская с припадающими Антонием и Феодосием».

Вышивка бисером и стеклярусом
Еще в XVII веке одежда, украшенная бисером, считалась небогатым нарядом. Зато в XIX веке народные костюмы, декорированные бисером, стеклярусом, бусинами, ракушками получили широкое распространение.
Расцвет бисерного искусства приходится на первую половину XIX века. Увлечение бисером становится популярным в высших кругах общества, причём бисерным рукоделием занимались и мужчины. Мельчайший венецианский бисер, тончайшие английские иголки, западноевропейские рисунки для вышивок могли позволить себе только обеспеченные люди.
Из бисера делали подстаканники, чехлы на карандаши, вставки для записных книжек и мебели — всё это использовалось в быту.

Самыми популярными мотивами бисерных вышивок стали цветочные узоры, переданные с ботанической точностью. Часто цветочные вышивки были символичны, в них зашифровывалось имя или качество характера.


В конце XIX века бисерное рукоделие становится одним из направлений ведущих домов моды. Вышивкой бисером стали украшать дамские туалеты.
Белая вышивка
Пётр I ввёл западноевропейский костюм, который дополнился рубашками, воланами, воротниками, манжетами, манишками, жабо, расшитыми белой гладью.
Белая вышивка выполнялась по очень тонким тканям (батисту, кисее) белой тонкой шёлковой или хлопковой нитью. Основной техникой была белая гладь. На ткань наносили рисунок в виде растительного орнамента, контур которого обшивается швом «вперёд иголку». Рельефный узор выполняли при помощи кусочков ткани, ваты, настила из нитей.
Вышивку белой гладью дополняли стебельчатым швом, насыпью, сетками, кружевными вставками. С середины XIX века самым распространённым приёмом белой вышивки становится английская гладь, узор которой создаётся за счёт прорезанных в ткани и обшитых дырочек.
У каждой дворянской семьи была личная белошвейка, которая шила и вышивала постельное и нижнее бельё, рубашки, летние платья, шали и т.п.
С отменой крепостного права белошвейное искусство становится профессией. Состоятельные люди использовали труд наёмных вышивальщиц, которые снимали мерки, делали раскрой, шили одежду и вышивали. Также создавались кустарные мастерские по производству вышивок белой гладью, самыми известными из которых были мастерские в сёлах Холуй и Мстёра Владимирской губернии. Работы мастериц этих вышивальных школ высоко оценивались на международных выставках.
Монастырские мастерские тоже специализировались на вышивке белой гладью.
На выставке был представлен свадебный постельный комплект, состоящий из накидки на подушку и подзора со средневековыми и ренессансными сюжетами, выполненный в разных техниках вышивки. Здесь соединены игольное кружево, вставки плетёного геометрического орнамента, вышивка по филейной сетке и английской гладью.




Счётная вышивка
Техника цветной глади на Руси известна с XV века, но наиболее широкое распространение этот шов получил во второй половине XVIII века: вышивка имитировала тканный узор на ткани. Цветной гладью украшали шарфы, платки, сумочки.
В XVIII — XIX веках появляются новые техники вышивки. Вышивка становится более простой, счётной.
Вышивка крестом в качестве самостоятельной техники появилась в XVIII веке в дворянской среде. Сначала предметы, вышитые крестом, были интерьерными: вышивали ковры, мебельную обивку, каминные экраны. Часто вышивали крестом по заграничным схемам для вышивки бисером.
Во второй половине XIX века в вышивке крестом стали популярны рисунки с ветками пышных роз, которыми украшали ковры и скатерти.

Тамбурный шов на Руси назывался «шов в цепки», т.е. выглядел как цепочка. Обычно он использовался как декоративный шов к основной вышивке, подчёркивал линии узора. С конца XVIII века до середины XIX века тамбурный шов становится популярным. Для вышивки тамбурным швом были введены круглые пяльцы (от французского tambour), при помощи которых натягивали ткань для вышивки. С конца XIX века тамбурный шов возрождается в народной вышивке на полотенцах.
Народная вышивка
Традиционная народная вышивка связана с языческими верованиями предков. С глубокой древности вышитые орнаменты играли роль магических оберегов от злых духов. Вышивкой покрывали ворот, разрез на груди, манжеты и подол. Считалось, что повторяющиеся орнаменты действуют как заклинание от всего негатива.
В орнаментах народной вышивки отразились все исторические периоды развития русского народа. Геометрические узоры и мифологические сюжеты имеют праславянские корни, зооморфные геральдические мотивы из эпохи средневековья, бытовые жанры — из дворянской и городской культуры XVIII — XIX веков.
Для народных вышивок использовались более простые материалы: вышивали льняными, бумажными, шерстяными, реже шёлковыми нитями по льняному полотну, позднее — по хлопчатобумажному.
С пяти-шестилетнего возраста всех крестьянских девочек учили искусству вышивки. Они готовили себе приданное, частью которого были вышитые рубахи. Самые нарядные рубахи женщины надевали на сенокос, жатву и свадьбу. Вышивка на одежде учитывала назначение наряда (будничная или праздничная), семейное положение женщины, её социальный статус.
Также народной вышивкой украшали подзоры, полотенца, столешники. Полотенца играли в крестьянском быту особую роль. Ими украшали красный угол, иконы, зеркала, ими одаривали на свадьбах и крестинах, подносили хлеб-соль, принимали на полотенце новорожденного ребенка.
Для тканей полотняного переплетения лучше всего подходили счётные швы: набор, роспись, строчевая вышивка, двусторонние швы. В каждом регионе была своя цветовая гамма и наиболее часто встречающаяся техника вышивка, на которые повлияли природа и местные традиции.
Строчевая вышивка — вышивка по предварительно продёрнутому полотну. На севере и северо-западе преобладала вышивка белой строчкой по перевити (нити перевивали узор по полотну). В Верхнем Поволжье, Тверской губернии — белая строчка с цветной обводкой, а в Тульской губернии — цветная перевить по полотну.
Вышивка набором напоминает тканный узор, который зеркально отражается на изнаночной стороне. Например, в Воронежской губернии использовалась графическая вышивка набором чёрными шерстяными или шёлковыми нитками, которая подчёркивала белое полотно.
Геометрический орнамент в народной вышивке был очень символичен. Самыми популярными геометрическими фигурами в вышивке были ромб, который символизировал женское начало, плодородие, и квадрат — четыре стихии, четыре стороны света, жилище. Из зооморфных орнаментов часто встречался петух, который считался на Руси вещей птицей, отгоняющей криком нечистую силу, и конь, олицетворяющий солнце. Фигурные композиции отражали легенды и сюжеты, восходящие к язычеству.
Например, на полотенцах Вологодской губернии женская фигура означает богиню, которую в древности называли берегиней, а в XIX веке — Макошью, покровительницу женской судьбы и рукоделий. Часто встречается в вышивке древо жизни, которое стало одним из главных символов христианской культуры (в древности символизировало вечно живую природу). А двуглавый орёл имеет охранительно-благожелательную символику.
Со временем забывался смысл древних орнаментов, и они превращались просто в красивые узоры. Также изменилась и цветовая гамма вышивок, а также упростились и техники вышивки. От строчевой вышивки и вышивки росписью по полотну мастерицв перешли к вышивке крестом, тамбурному шову, филейным работам по сетке.
Вот такой подробный репортаж получился. Выставка «Искусство русской вышивки XVI — начала XX века из собрания музея-заповедника «Коломенское — Измайлово — Люблино» небольшая, но очень интересная. Побольше бы таких.
Выставка продлится до 23 февраля 2020 года.
Адрес: Коломенское, выставочный зал «Подклет дворца царя Алексея Михайловича» (Москва, станция метро Каширская, проспект Андропова, д. 39, стр. 69)
Юля,
очень красивые работы!!! Не представляю : как можно руками вышивать такую красоту,
Представляю, если бы могла так вышивать и стала вышивать головной убор — наверное лет 20 непрерывной работы ушло бы.
Какие талантливые были наши предки.
Я помню, что у моей бабушки Кати были скатерти, салфеточки типа «белая вышивка»,
Она сама их создавала.Она была очень талантливая, а как пела замечательно.
Вот сейчас я бы попросила ее научить меня так вышивать. А в те годы меня интересовали иные темы.
Юля, Спасибо огромное за интересный рассказ и чудесные фотографии.
Для меня такие работы — нечто запредельное) Смотрю на вышитый постельный комплект и задаюсь вопросом: КАК они это делали? Причём ведь не было нормального света в домах, вышивали только либо при солнечном свете, либо при свече (или керосинке — что у них там было?). И какие качественные материалы раньше были!
Юлия, спасибо большое! Очень интересная выставка, работы потрясающие! Как поразительно талантливы и умелы были наши предки! Ваш рассказ и чудесные фото всколыхнули мои воспоминания. К сожалению, я не застала бабушек, и всему учила нас мама. Мне с сестрой она рано дала иглу в руки, но учила шитью, а вышивать я начала только лет в 12-13 болгарским крестом. Он был тогда в моде. У мамы были золотые руки, но она с детства невзлюбила вязание, и вязать я училась сама. А у моих внучек нет времени и терпения для рукоделия, увы… Радует то, что сейчас появилось много молодых женщин и мужчин, занимающихся рукоделием, что возрождаются старинные ремёсла и умения. Это прекрасно! Юлия, спасибо, что благодаря вам, мы можем побывать в местах, куда по разным причинам не можем попасть, и приобщиться к прекрасному.
Надежда, рада, что мои репортажи интересны 🙂 Меня бабушка учила только крестом вышивать. Сама пробовала люневильскую вышивку, вышивку лентами, бисером. Надо ещё что-нибудь попробовать — столько всего интересного есть!
Юля, спасибо за репортаж! Очень интересно! Историю читала с особым трепетом.
Оля, пожалуйста 🙂
Большое спасибо за подробнейший обзор. Единственное, что у Вас в тексте два раза фигурирует фотография олонецкого кокошника. Это не критично, просто обратила внимание. Спасибо.
Спасибо, удалю одну 🙂
Вам спасибо за экскурсию!
Какая красота! Часто думаю, что в наши времена все настолько опростилось… помню, что мне Мама маленькой все покупала носовые платочки с вышивкой, а сейчас все бумажные… спасибо большое за такие подробные обзоры.
Кто вам мешает купить тканевый платок? Или вышить платочек, как раньше? 😉 Всё же от нас самих зависит 🙂