Выставка «Формула рукоделия. Весна 2020» оказалась богатой на разные события и встречи, в первую очередь, благодаря приеду Аннаик Шовель (Annaick Chauvel). Многие посетители приехали на выставку ради того, чтобы увидеть основателя и дизайнера французской фирмы Nimue, пообщаться с Аннаик, взять у неё автограф.
Аннаик Шоверь уже приезжала на Формулу рукоделия осенью 2014 года. Пять с половиной лет назад я с ней познакомилась и начала сотрудничать. Затем я несколько раз встречалась с Аннаик во Франции. Именно она посоветовала мне съездить на выставку в Монкутан.
И вот Аннаик Шовель, она же Nimuë, снова приехала в Москву — и снова она гость выставки «Формула рукоделия».
В этот раз Аннаик привезла новинку Nimuë — Guenièvre (она же Гвиневра, Гвиневера, Гиневра или Джиневра). Гвиневра — супруга легендарного короля Артура, изменившая ему с одним из рыцарей круглого стола — Ланселотом; это один из образов Прекрасной Дамы в средневековой литературе.
Во время подготовки к Формуле рукоделия Аннаик сказала себе, что надо очень быстро закончить Гвиневру, чтобы к выставке всё было готово. На работу над Гвиневрой у дизайнера ушло всего 1,5 месяца! Сразу видно, что она работала под большим вдохновением. Аннаик вышивала Гвиневру и параллельно редактировала схему. Как говорит Аннаик, ей проще работать с зелёными и красными оттенками, так как она их лучше понимает. А вот с синими и фиолетовыми оттенками ей гораздо сложнее. Процесс вышивки Гвиневры Аннаик показывала на своей страницы в Facebook.
У Аннаик живут кот и кошка: Сид и Шарис. Имена кошек Аннаик — имя и фамилия американской балерины и актрисы Сид Чарисс (фамилия Charisse по-французски читается «Шарис»). Обе кошки всё время, пока Аннаик вышивала Гвиневру, находились поблизости, руководили работой. Рядом с Аннаик стояла корзина с нитками. Кошки вытащили все нитки и по очереди укладывались в корзинку: то один что-то подсказывал, то другая.
Схема Гвиневры разработана по рисунку художника Zéphir d’Elph. В этой серии рисунков семь полумифологических персонажей: Гвиневра, король Артур, Ланселот, фея Моргана, фея Вивиан, волшебник Мерлин, Тристан и Изольда.
У Nimue долгое время не было интересных новинок. Складывается впечатление, что у дизайнера был затяжной творческий кризис. И вот Аннаик показывает новый великолепный процесс в лучших традициях Nimuë, над которым она работает.
По словам Аннаик, выбрать Гвиневру для разработки схемы подсказало сердце. Это легенды о короле Артуре, в которых она сама живёт, на которых воспитана — для Аннаик это личная религия. Поэтому данный персонаж для неё особенно ценен.
Когда Аннаик рассказывает о своём творчестве, о легендах о короле Артуре, видно, как загораются её глаза.
В 25 лет Аннаик Шовель поехала работать в настоящий замок Компер, который связан с озером и владычицей озера — феей Вивиан. Когда она приехала в замок, то почувствовала себя как дома, как будто это всё её. На сегодняшний день в замке Компер находится Артуровский Центр — центр исторического и мистического туризма по сказочному лесу Броселианд.
Выбор Гвиневры не случаен. У Аннаик складывалось ощущение, что она знает Гвиневру лично: знает, почему на ней такие украшения, платье, почему она так сидит, почему у неё такая поза. Как будто она призвана воплотить эту героиню.
Аннаик рассказала, что королеву Гвиневру она встречала вживую. В замке Компер устраивались театрализованные представления с участием Гвиневры, которую играла её подруга, и Короля Артура. Во время работы над вышивкой «Гвиневра» подруга постоянно писала сообщения сообщения Аннаик: «Как ты там? Как дела?». Поэтому Аннаик постоянно чувствовала, что королева Гвиневра за ней подсматривает.
Для Аннаик самое главное в персонаже — внутренний образ, не внешний. Можно красиво сделать платье, украшение, но самое главное — это внутреннее состояние персонажа. Важно не то, что на ней надето, а то, что у неё в глазах. Если у неё в глазах пусто, и внутри неё ничего не существует, то для Аннаик и персонажа нет.
Как говорит сама Аннаик Шовель, она не ищет что-то популярное, не стремится к популярности, хочет отличаться от других. Она не хочет делать так, как это делают все остальные, а хочет быть особенной. Поэтому образы для своих вышивок Аннаик подбирает в зависимости от своего вкуса: выбирает цвета и темы, которые любит; то, что откликается в её душе. Она работает с людьми, которых лично знает и любит. Например, серия «Оркестр» появилась благодаря художнику Hélène Larbaigt, чьи рисунки ей понравились самой.
Аннаик Шовель живёт в коммуне Пемпон (Paimpont) в Бретани. Пемпон — это маленькая деревня с населением в полторы тысячи жителей, где есть аббатство 13 века, озеро, болото и знаменитый Броселиандский лес. Этот мифический лес Броселианд хранит в своей памяти легенду о волшебнике Мэрлине и фее Вивиан.
Кстати, как же правильно произносить слово Nimuë? Есть два варианта: Нимю или Нимюэ. Аннаик говорит «Нимю». Нимю — это владычица озера, фея Вивиан в текстах 14 века про Короля Артура. Это один и тот же персонаж. Аннаик все называли феей Вивьен, потому что замок, в котором она работала, находился у озера, которое считалось озером феи Вивьен. Как рассказывает Аннаик, образ этой феи соответствует характеру дизайнера. Аннаик интроверт, любит жить в тени деревьев, в глуши, только иногда вылезать наружу и обратно возвращаться к себе домой. У этой феи Вивиан был точно такой же характер.
Аннаик Шовель начала вышивать, когда ей было 30 лет. Первые работы, которые она вышивала, были по схемам американской фирмы Lavender & Lace (дизайнер Marilyn Leavitt-Imblum). Со временем ей захотелось вышить что-то своё, и она решила обратиться к рисункам на собственную тему и очень быстро влилась в этот поток дизайнов.
Когда она начинала работу в качестве дизайнера, эти рисунки настолько её вдохновляли, что она даже не задумывалась, что это может быть трудно. Но когда начала разрабатывать схемы, подумала: как же это сложно! Она серьезно взялась за работу и решила во что бы то ни стало закончить начатое! Она делала, переделывала, снова делала, снова переделывала…
Ничего не получается сразу и просто так. Нужна большая работа. Когда она начинала, то сильно нервничала: что цвет не подойдёт, что форма не та. Годами длилась работа по отработке её профессионального мастерства. Сейчас всё по-другому: своим профессиональным, намётанным взглядом она видит, что этот цвет правильный, и это положение правильное.
Когда Аннаик Шовель 18 лет назад создала свою фирму, она назвала её «Нимю». Если бы она назвала фирму «Фея Вивиан», это звучало бы не так классно, никто бы не заметил. А Нимю — это мистическое имя, у людей сразу возникают вопросы, с которых можно начать любой разговор. Именно фея Nimuë на логотипе фирмы.
В наборе Nimue Sépia (Фея Вивьян), помимо мулине DMC, используются шёлковые нитки, ленты, мохеровые нитки, металлическая фурнитура.
Раньше у Nimuë была небольшая студия-магазин, но её пришлось закрыть. Сейчас Аннаик работает одна: сама рисует схемы, сама вышивает, сама собирает наборы у себя дома. Как сказала Аннаик, теперь, когда у неё нет магазина, который надо открывать в определённое время, она может просыпаться, когда хочет, и приступать в работе.
Когда Аннаик Шовель приехала в Москву на Формулу рукоделия в первый раз осенью 2014 года, для неё это был волнительный опыт. Спустя пять с половиной лет мало что изменилось в теплоте приёма: люди с той же эмоциональностью и вниманием подходят к ней, задают те же вопросы, рассказывают о своих впечатлениях.
К приезду Annaick Chauvel вышивальщицы собрали на стенде более 50 вышивок по наборам Nimue, которые каждый посетитель мог посмотреть вживую.
Некоторые дизайны были представлены в разных оформлениях.
Можно было увидеть Викторию — королеву с холодным взглядом, вышитую по наборам разной комплектации.
Дело в том, что фурнитуру, которую Аннаик первоначально закупала для набора Victoria, уже не купить, так как мастер, который её изготавливал, больше не работает. Со временем поменялась не только фурнитура в наборе.
Теперь набора «Виктория» от Nimuë выходит не на винтажном льне с разводами, а просто на сиреневом льне, так как сиреневый лён с разводами снят с производства. Схема Виктории разработана по рисунку Sandrine Gestin.
Моя «Пьяная шляпа» тоже была на этой выставке.

Здесь же можно было увидеть и редкую вышивку по набору Nimue — Archives / Архив. Кто же такая Архив? Фея? Почему-то у нас считают, что это Красная Шапочка. Аннаик посмеялась: «Ну, какая она Красная Шапочка с голой грудью?» 🙂 Как мне объяснила Аннаик, Архив знает все древние писания.
Аннаик заметила, что она разработала схемы, собрала и упаковала наборы, отправила их в магазины, вышивальщицы купили эти наборы, вышили, оформили, и вот Аннаик видит эти оформленные вышивки по её наборам на стенде на Формуле рукоделия! Она снова встретилась со своими наборами — вот такая магия!
А ещё она обратила внимание, что в России особый подход к оформлению работ — такого больше нигде не существует! Каждый раз, просматривая оформленные работы, Аннаик восхищается оформлением. Такое существует только в России!
И напоследок напишу небольшую историю, которую рассказала Аннаик Шовель. Мама Аннаик ей сказала, что хватит рисовать женщин, надо вышивать мужчин. Возможно, Аннаик сделает вышивку с королем Артуром или Ланселотом, а, может быть, даже волшебника Мэрлина (по рисункам Zéphir d’Elph из серии, что и Гвинерва).

Аннаик смеётся: Короля Артура она очень хорошо знает, ведь человек, который играл роль Короля Артура в замке Компер, — бывший муж Аннаик. И она уверена, что взгляд у Артура получится очень выразительным.

Добавлено 3 марта 2020: Аннаик начала вышивать Короля Артура!
Будем надеяться, что вдохновение не покинет Аннаик Шовель, и она будет и дальше выпускать интересные наборы под брендом Nimue!
И традиционно — автограф Аннаик Шовель, автора знаменитых «нимюшек» 🙂
Добавлено 17 апреля 2021: Nimue наконец-то собралась сделать вышивку с озёрной феей Вивиан по рисунку Zephir D’elph. Фея Вивиан — она же фея Nimue. По сути Аннаик вышивает сейчас свой образ.
5 декабря 2021 года вышел новый набор Nimue — Viviane, La Dame Du Lac / Вивиан, фея Озера
Юля,
жаль, что нет портрета Ланселота. Хотелось бы увидеть этого рыцаря.
Уникальные работы у Аннаик Шовель, очень интересные, необычные, выполнены с большой любовью.
Даже то, что она на выставке разместила свои работы в отдельном маленьком павильоне — отличает ее от остальных.
Если бы я не знала об этом павильоне заранее от тебя, я бы проскочила мимо и не заметила его.
Сцена отвлекала внимание, да еще и однотонный ( маскировочный ), непрозрачный цвет покрытия павильона, миниатюрный вход — не позволял его заметить.
По крайней мере я его не сразу увидела, хотя и целенаправленно искала . Поэтому я думаю, что были еще посетители выставки, которые прошли мимо, не заметив его. Но это мое субъективное мнение.
Юля, спасибо за интересный рассказ. Поищу в интернете информацию об этих героях, о красавце короле Артуре.
Добавила рисунок Ланселота 🙂
Мне кажется, Аннаик очень неудобно разместили на выставке: 1) сложно найти, не все видели этот альков; 2) очень шумно около сцены, прям ОЧЕНЬ…
В Википедии большая статья есть про Короля Артура и остальных персонажей 😉
Юлия! Прочла на одном дыхании… Аннаик невероятно интересный человек, ваш рассказ только подчеркнул её своеобразие. А некоторые подробности удивили. Удивительный творческий человек! Спасибо за рассказ.
Надежда, рада, что получилось интересно 🙂
Замечательный обзор! Жду Ланселота!
Не уверена, что Ланселот будет…