На днях я посетила мемориальный музей-квартиру Н.А. Римского-Корсакова в Петербурге. Николай Андреевич Римский-Корсаков — известный композитор и дирижёр, его «Снегурочку», мне кажется, знают многие ещё с уроков музыки в школе.
Посетить этот музей меня побудила не музыка, а вышивка. Удивлены? 😉
Музей-квартира Римского-Корсакова находится в центре Петербурга, на Загородном проспекте, в доме 28. Квартира №39 находится на третьем этаже пятиэтажного дома, рядом с Шахматным двориком. Оказывается, в этом музее я уже была весной 2011 года, когда только переехала в Питер.
В музее хранятся подлинные предметы быта XIX века, личные вещи и рукописи композитора.
Каждое утро Николай Андреевич приходил в столовую, где на столе стоял кипящий самовар. Он сам заваривал кофе в стоящем на соседнем столике кофейнике на спиртовой горелке. На завтрак выпивал две чашки кофе со сливками, который называл «мой эликсир» с тёплым калачом из булочной с маслом и иногда с мёдом. Часто рядом сидел Рекс — рыжий сеттер.
После завтрака он закуривал первую папиросу. Курил Римский-Корсаков очень много — до 75 сигарет в день, прикуривая одну папиросу от другой.
После завтрака он проходил в гостиную, задерживался у рояля, где брал первый аккорд, и уходил в кабинет работать.
В кабинете между двух окон стоит рабочий стол Римского-Корсакова, на котором стоят его личные вещи: пепельница, часы в дорожном чехле, семейные фотографии и фотографии друзей.
Рядом со столом стоит кресло с сидушкой, вышитой крупным крестом.
В кабинете также видим стол жены композитора — Надежды Николаевны Римской-Корсаковой.
На столе Надежды Николаевны я усмотрела блокнот с обложкой, вышитой петитом (petit point).
На диване можно увидеть две подушки, вышитые крестом и петитом. Как мне сказали в музее, вышивкой занималась старшая дочь Римского-Корсакова — Софья.
Обойдя всю квартиру, я так и не нашла то, ради чего сюда пришла — ковёр, вышитый крестом шерстяными нитками. О нём я случайно узнала из интернета. Конечно же, я обратилась к сотруднице с вопросом: где же ковёр? Оказывается, он был предоставлен для временной выставки «После 1917… Римские-Корсаковы: линии судьбы», которая проходила два года назад: с 16 ноября 2017 по 4 марта 2018 года.
Сотрудница музея сказала, что в группе музея в ВК есть одна фотография этого ковра. Я нашла эту фотографию, на ней можно даже прочитать описание этой работы.
«Во время зимы 1912 — 1913 года Ольга Артемьевна Римская-Корсакова (жена младшего сына композитора Владимира Николаевича Римского-Корсакова), взялась за вышивание огромного ковра размером 2,5 х 3,5 метра. Сняв рисунок, она решила сделать точную копию ковра, когда-то подаренного Владимиру Федоровичу Пургольду, дяде супруги композитора. Около 1 миллиона крестиков! К счастью, сразу удалось закупить шерстяные нитки нужных оттенков — ведь приобрести их после 1917 года стало уже невозможно. Ольга Артемьевна рассчитала количество настолько точно, что остался лишь маленький мешочек этих ниток, который и сейчас хранится в семье. Первая мировая война, тяжёлые революционные годы прерывали это кропотливую работу. В 1922 году ковёр был закончен. Пропущенные крестики пометили булавками с цветными флажками. Они остались у Владимира Николаевича с военных лет, когда все с волнением следили за ходом военных действий. В честь окончания этой грандиозной вышивки был сочинён торжественный марш и исполнен в один из музыкальных понедельников в квартире Римских-Корсаковых на Английском проспекте (пр. Маклина)».
Игольница Ольги Артемьевны и остатки ниток от вышивки также были представлены на той выставке, но вот фотографию уже найти не получилось.
Потом мне сказали, что на выставке был не сам ковёр, а только уменьшенная копия его 1/4 части! И ещё одно дополнение: на выставке была не вышитая копия ковра, а очень качественно выполненный принт — я была очень удивлена! А оригинальный вышитый ковёр (огромный, во всю стену) находится в квартире потомков Римского-Корсакова, там же, где и был создан. Теперь я мечтаю увидеть этот вышитый ковёр!
Юля, спасибо, с таким удовольствием читала и смотрела фотографии. Ковер шикарный, только не поняла: как можно представить на выставку уменьшенную копию: не могли же отрезать 1/4 часть от ковра. А тогда откуда взялся этот мини ковер? его тоже вышили?
Салфетка с инициалами композитора «НРК» очень трогательная, и цвет ниток яркий, хотя прошло более 100 лет.
Все работы очень симпатичные. Обложка у блокнота очень понравилась. Наверное, так приятно ее держать в руках.
Очень понравилась накидка-вышивка на кресле. Все очень интересно. Спасибо огромное.
Про копию ковра мне написали, когда я обращалась в музей за разрешением использовать одну фотографию. Возможно, вышили копию для выставки на канве более мелкого каунта. Надеюсь, сотрудники музея, может быть, прокомментируют. Этот ковёр меня заинтриговал
О, я знаю, куда надо сходить в следующий мой приезд в СПб 🙂 Подушки, блокнот, кресло очень красивые. История с ковром впечатлила!
Даже в музее, посвященному композитору, можно найти что-то рукодельное 😉
Спасибо, очень интересно!
Рада, что понравилось)
Юля, очень интересная статья. Спасибо.
Пожалуйста)