Вариантов оформления готовых вышивок очень много. Можно оформить вышивку в прикладное изделие: подушку, сумку, косметичку (вариант для тех, кто умеет шить), шкатулку (использовать готовую или сделать самостоятельно, например, в технике картонаж). А можно оформить вышивку в рамку. Самый простой выход — купить фоторамку в магазине. А можно заказать раму в багетной мастерской.
В этой статье я поделюсь своими принципами оформления вышивки в рамку, конечно же, с большим количеством примеров. Сразу скажу: я не специалист по оформлению, у меня нет художественного образования. Я просто хочу рассказать, как именно я подбираю багет для оформления своих вышитых работ. Это не правила для всех, просто я так делаю.
И ещё: в этой статье только про подбор оформления для вышивки. Про самостоятельную натяжку вышивки нитками у меня есть отдельная статья.
Как я сказала выше, можно купить готовую фоторамку и оформить в неё вышивку. Стоит учесть, что фоторамка должна подходить вышивке по размеру, цвету и стилю. Для примера покажу две работы, оформленные в фоторамки Ikea.
В варианте с копилкой для пробок фоторамка хорошо подошла к вышивке, а вот для кораблика не очень: по бокам кораблик зажат, а сверху много пустого места («воздуха»). Если бы «окно» у фоторамки было чуть пошире, получилось бы гораздо лучше.
Чаще всего за оформлением вышивок я обращаюсь в багетную мастерскую. Мне пришлось обойти большинство багетных мастерских в Петербурге для того, чтобы найти «свою».
Как я выбирала багетную мастерскую? Во-первых, там должен быть большой выбор багета. Во-вторых, в мастерской должны уметь качественно оформлять именно вышивки. И самое главное — я должна доверять багетной мастерской на 100%, знать, что там оформят мои работы так, как я хочу. Особенно доверять мастеру надо, когда вы дистанционно оформляете вышивку.
ПОДГОТОВКА РАБОТЫ. Обязательно заправьте и обрежьте «хвостики» ниток, чтобы они не торчали. Учтите, что не обрезанные «хвостики» и тёмные протяжки могут просвечивать на оформленной работе. Оформитель не занимается заправлением «хвостов», это задача вышивальщицы. Кроме того, перед тем, как отнести вышивку на оформление в багетную мастерскую, обязательно постирайте готовую работу (я стираю с шампунем в чуть-теплой воде). Исключение составляют работы, вышитые на тканях ручного окрашивания или нитками ручного крашения, которые могут полинять, — их стирать не надо. Хорошенько отутюжьте вышивку, чтобы работа была ровной и без каких-либо пятен. Большинство багетных мастерских не стирает и не отпаривает работы, боясь испортить. Поэтому принесите на оформление аккуратную, чистую и отутюженную вышивку. Для переноски вышивку лучше свернуть в трубу (я использую картонную «трубу» от пленки, можно скрутить трубочку из бумаги и на неё намотать работу), чтобы вышивка не измялась.
ХВАТИТ ЛИ ТКАНИ ДЛЯ НАТЯЖКИ. В идеале для натяжки надо оставлять поля по 4 — 10 см — в зависимости от того, как вы планируете оформить вышивку, нужны ли широкие поля или оформление будет с паспарту и т.п. Хорошему мастеру хватит даже 1 см канвы для натяжки вышивки, но с условием, что оформление вышивки будет либо с паспарту, либо рама будет впритык к границе вышивки. В своей первой вышивке я оставила поля слева и сверху всего по 1 см. Во время вышивки край канвы ещё и осыпался, поэтому осталось по 0,5 см канвы. Этого оказалось очень мало для натяжки, т.к. я хотела оформление без паспарту. В багетной мастерской мне посоветовали нарастить ткань: по краям вышивки пришить ткань, а стыки тканей на изнанке закрыть тесьмой на клеевой основе (типа тонкого флизелина). Я взяла полосы обычного плотного 100% льна для шитья и пристрочила их на машинке швом «зигзаг», затем по изнаночной с помощью утюга приклеила ленту-«паутинку», закрыв стыки двух тканей.
ВЫБОР ОФОРМЛЕНИЯ. Оформление выбираю сама. Могу выслушать мнение багетчика, но выбор всегда остается за мной. В багетной мастерской обычно примеряю десятки образцов. Именно поэтому я не сторонница дистанционного оформления (когда отправляют вышивку в другой город) — я должна видеть багет и примерный результат вживую.
БАГЕТ. Всегда выбираю деревянный багет. Пластик вообще не рассматриваю даже в теории. Объясню почему. Для самых первых работ я выбирала пластиковый багет — обычно он дешевле.
В итоге на своём (печальном) опыте узнала, что пластик со временем меняет свой цвет (например, белый может стать желтым); большие рамы из пластика деформируются.
С тех пор мои вышивки оформляю только в рамы из натурального дерева. Между прочим, деревянный багет не дороже пластикового. Не люблю «золотой» багет. Я за простоту в оформлении. А ещё не забывайте, что акцент должен быть на вышивке, а не на раме.
Сейчас модно оформлять вышивки в белый багет. Только он не всегда смотрится уместно. Не забывайте, что белый цвет очень яркий, притягивает на себя внимание, поэтому он подходит далеко не ко всем вышивкам. Лучше выбрать багет с оттенком (чуть бежевым, голубоватым и т.п., в зависимости от тональности работы), не чисто белый.
Кстати, белый плоский багет хорошо подходит к вышивкам по наборам Michael Powell.
Ещё одна мода — на багет с потёртостями, как старая лавочка. Я и сама люблю подобные багеты. Но есть одно НО, которое не все учитывают: «пошарпанный» багет подходит далеко не всем вышивкам. Если в вышивке много цветов, много деталей, такая рама просто-напросто сольётся с вышивкой, работа будет пёстрой, вышивка потеряется. Зато такие рамы подходят к вышивкам в стиле примитив. Рама должна подчёркивать вышивку, а не забивать её.
СЕРИЯ ВЫШИВОК. Серию вышивок можно оформить в одинаковый багет.
Но при оформлении серии вышивок один багет может не подойти ко всем работам. Можно взять один и тот же багет, но в разных оттенках, либо разный багет, но в одном стиле. Для примера: цветочная серия Риолис оформлена в рамки из разного багета, но в похожем стиле.
ПАСПАРТУ. Я не люблю паспарту. На мой взгляд, картонное паспарту рядом с вышивкой часто кажется каким-то чужеродным (возможно, из-за разницы фактур). Хотя раньше оформляла все вышивки с паспарту, выбирая классический вариант: деревянный багет + двойное (и даже тройное) паспарту, где верхнее паспарту подбиралось так, чтобы подчеркивать вышивку, обычно светлое, а нижнее паспарту — в тон багета, желательно, чтобы оттенки нижнего паспарту и багета совпадали. И обязательно делала нижнее поле паспарту на 1 см шире, чем поля сверху и по бокам (верхнее и боковые поля паспарту равные). Если работа висит на уровне глаз или чуть выше, зрительно кажется, что поля равные. И ещё совет: если оформляете вышивку с паспарту, сделайте паспарту в 2-2,5 раза шире, чем багет. Не делайте ширину паспарту, равной ширине багета или уже багета.
Для примера покажу оформленного снеговика. Вышивка оформлена с тройным паспарту: нижнее — узкое, тёмное, в тон тёмного оттенка на шляпе и дятле, среднее — в тон багета, верхнее — широкое, светлое. И на фотографии можно увидеть, что вышивка оформлена с обыкновенным стеклом, в котором отражается всё и вся (про стекло читайте ниже).

Если вы не хотите оформлять вышивку с паспарту, можно использовать следующие приёмы:
Оформить вышивку в рамку из широкого плоского багета.
Использовать двухцветный багет, который заменит паспарту.
А у этого багета окрашена внутренняя часть — как будто в раму добавили вкладку «слип».
Можно оформить вышивку в двойной багет (получается рама в раме).
СТЕКЛО. Стекло бывает обычное (в котором всё отражается, как на примере со снеговиком, представленном выше), антибликовое (оргстекло, сильно приглушает цвета) и музейное стекло (о нём рассказывала отдельно), его ещё называют безбликовым. Если смотреть на работу, оформленную с музейным стеклом, создаётся ощущение, что стекла вообще нет. Но под определённым углом и на музейном стекле бывают блики.
Последние 10 лет я оформляю вышивки в рамки без стекла — люблю, когда видна фактура вышивки. Только не надо говорить, что работы пылятся. Может и пылятся, но я не вижу на своих работах толстого слоя пыли. Вышивка испачкается, только если вытирать о нее руки😀. Исключение делаю только для вышивок, которые будут висеть на кухне — их оформляю в рамы под музейное стекло. Например, с музейным стеклом оформлена вышивка Cuvee du patron — стекло практически не видно.
ВИЗУАЛЬНЫЙ ЦЕНТР. Про него обычно многие забывают. У картины есть геометрический центр (центр работы), а есть визуальный центр. Иногда, чтобы работа смотрелась гармонично, надо делать поля не одинакового размера, т.е. сдвинуть вышивку немного вправо или влево, вверх или вниз. Многие оформители этот нюанс не учитывают, оформляют вышивки с одинаковыми полями. Также часто встречается ошибка, когда вышивку слишком высоко поднимают вверх, отчего создаётся впечатление, что вышитое изображение парит в воздухе.
Для примера покажу Эльзасскую деревню, у которой визуальный центр не совпадает с геометрическим. Если бы у этой работы сделали поля по бокам одинаковой ширины (от ёлки и домика), то слева образовалось бы пустое место. Также вышивку сместили вниз, чтобы деревушка не «взлетела» в высь.
ПОДЛОЖКА. Многие не уделяют внимание подложке: от её оттенка будет зависеть, как в итоге будет смотреться вышивка. Вышивка будет смотреться по-разному с подложкой белого цвета или, например, бежевого. Вышивка может смотреться темнее или наоборот светлее, иногда контрастнее.Для вышивки, выполненной на чёрной канве, следует сделать подложку чёрного цвета: если вы сделаете белую подложку, она будет сильно просвечивать.
Цветовой круг Иттена
Лет 10 назад сохранила себе отрывок из книги Татьяны Галановой «Оригами из ткани», в котором рассказывается про цветовой круг Иттена, и как сочетать цвета между собой. Эта информация актуальна и при подборе багета, и при подборе тканей и ниток.
«Многообразие цветов, на которые может распадаться солнечный луч, можно показать при помощи условного изображения, — цветового круга.

Основные цвета — красный, синий и жёлтый. От их смешения образуются все остальные промежуточные цвета. Например, соединение красного с жёлтым дает оранжевый, жёлтого с синим — зелёный, синего с красным — фиолетовый и контрастные цвета, расположенные на цветовом круге напротив друг друга. Самые гармоничные сочетания создают контрастные цвета. Иначе такие цвета называют дополнительными.
Цвета, расположенные по соседству на цветовом круге, если они включают какой-либо общий главный цвет: красный, зелёный, синий, жёлтый и т.д., называют родственными. Изделие, имеющее подобные цвета и полутона, производит спокойное, умиротворяющее впечатление.
Помимо этого, цвета разделяют на холодные и тёплые. На цветовом круге цвета, идущие от красного к зелёному через жёлтый, — тёплые. Цвета от красного к зёленому через синий являются холодными.
Обычно изделие выполняют в одном тоне — тёплом или холодном, но из контрастных по цвету тканей получатся очень нарядные произведения. Цвета холодных тонов можно использовать для украшения больше, чем цвета тёплых тонов, поскольку последние более заметные, более яркие.
До сих пор речь шла о хроматических цветах.
Но есть цвета и ахроматические — белый, чёрный и все оттенки серого. В сочетании с хроматическим цветами ахроматические чаще всего используют для их разделения, усиления либо смягчения активных цветов. Например, чёрный фон прибавляет яркости цветам. Чёрные линии придают изделию массивность. Белый цвет очень оживляет, перетягивает внимание на себя, о соседство серого может придавать другим цветам дополнительные оттенки».
И ещё добавлю: если вы затрудняетесь подобрать подходящее оформление к вашей работе, обратитесь к природным цветам. Посмотрите вокруг: какие цвета встречаются в природе, какие сочетания вам нравятся (например, жёлтые листья на фоне голубого неба или цвет травы и цветов). Природа никогда не ошибается!
Хорошая статья, спасибо. Есть вопрос: как Вы выбираете канву, вы обрезаете под размер рамки или натягиваете? Как Вы считаете лучше?
Мария, не очень поняла про выбор канвы. Я обычно вышиваю на большом отрезе канвы (ну, или какой есть), заранее не режу. Порой отрезаю уже либо в багетной мастерской, либо дома, поля всегда с запасом, чтобы натянуть можно было без проблем
Я имела в виду размер канвы, да, вы правильно поняли. То есть поля оставляете, чтобы натянуть. Поняла. Спасибо. А нам обрезают по раме…
Сурово у вас… мне кажется, слишком сильно не должны отрезать канву: вдруг вы в будущем надумаете переоформить работу. И как быть тогда?
Да, логично, а они обрезают зачем-то. Надо самой тогда натягивать или сказать им. Спасибо
Ну да, попросить, чтобы не обрезали просто
Юлечка, спасибо большое! очень интересная и познавательная статья, прекрасно оформленные работы! Многому учусь у Вас (хотя и вышиваю много лет)!
Рада, что интересно 🙂
Спасибо за очень содержательный рассказ!
Пожалуйста!
Юля, спасибо большое!
Очень интересная статья,
Твой способ транспортировки вышивки в балетную мастерскую очень понравился,
Так просто и так гениально. А я не догадалась накручивать работу на жесткую поверхность, чтобы она не помялась.
Век живи-век учись. СПАСИБО!!!
Ты оформляешь работы с большим вкусом,
Это не каждому дано.
Да, очень удобно наматывать вышивку на какую-нибудь трубу 🙂
Добрый день) а не откроете тайну, в какую багетную мастерскую относите вышивки?☺️ я искала в тексте, но не увидела♀️
Это не секрет)) багетная мастерская «Багира» на ул.Ломоносова (у Пяти углов)
Спасибо!
Добрый день! Замечательная статья, спасибо! Планирую также применять машинную вшивку для создания картин. Нужен ваш совет — какую именно ткань для основы брать и для подложки?
Здравствуйте! Я на машине не вышиваю, поэтому не подскажу
Замечательная статья. Всё так подробно и понятно. О некоторых моментах оформления я узнала впервые. Теперь знаю, на что стоит обратить внимание. Большое спасибо!
Пожалуйста) Удачи с оформлением!