20 марта 2021 в Москве в библиотеке-читальне им. Пушкина открылась выставка вышитых работ «Грани Джона Клейтона», где собрано порядка 150 работ по схемам известного художника.
John Clayton — один из выдающихся английских дизайнеров; ведущий дизайнер фирмы Heritage Crafts; обладатель многочисленных премий Publishing Designer of the Year awards и Kit of the Year awards. Его художественный стиль легко узнаваем; его внимание к деталям делает вышивку реалистичной.
В России Джон Клейтон известен, в первую очередь, своими кругами (Circles) и международной серией панелек (Internationl). Однако у него ещё очень много разных серий и сюжетов. Я вышиваю уже 21 год, но даже я на выставке открыла для себя новые дизайны Джона Клейтона.
В 1980-е годы Джон Клейтона рисовал в технике «акварель по-сырому» (когда краски наносятся на обильно смоченную водой бумагу) и продавал оригиналы. В основном это были рисунки для поздравительных открыток и картины в рамах (сейчас свои работы Джон Клейтон не продаёт, то есть картины, по которым разрабатываются схемы, не купить). Сьюзан Райдер (Susan Ryder), основатель фирмы Heritage Crafts, однажды купила несколько акварелей Джона Клейтона, и решила, что его стиль и сюжеты (в то время в основном пейзажи) подойдут для вышивки крестиком. Он предоставил Сьюзан несколько своих картин, которые затем были переведены в схемы для вышивания крестом. Сначала Джон Клейтон разрабатывал схемы вручную без помощи компьютера.

Вышивка крестом для Клейтона стала чем-то новым. Когда он создал первые схемы, думал, что они слишком сложные, чтобы кому-то понравиться. Будучи основанными на акварели, в них было очень много тонких тональных переходов, которые, как думал художник, оттолкнули бы вышивальщиц. Кроме того, он использовал дробные стежки, горизонтальные и вертикальные вытянутые крестики размером 1х2 нити основы (gorizontal half stitch и vertical half stitch), которые нравятся не всем. Уточню: эти узкие крестики придумала не фирма Heritage; они встречается ещё в книге Терезы де Дилмон «Энциклопедия дамских рукоделий» под названием Broad cross stitch.
За счёт этих «фирменных» крестиков Heritage Джону Клейтону удаётся добиваться чётких контуров и удивительной детализации вышивки. Также в схемах Джона Клейтона можно встретить бленды (смесовые цвета), 3/4 креста и минимум бэкстича. С помощью простого шва «назад иголку» прорабатываются мелкие детали, и картина оживает.
Выпускаются сюжеты John Clayton в виде наборов, а также в виде отдельных схем (так как часть наборов снята с производства, купить можно отдельные схемы-буклеты). Наборы комплектуются мулине DMC (в схемах используется 20-30 цветов) и канвой Aida 14 ct или канвой равномерного переплетения 27 ct — на выбор вышивальщицы. Купить как наборы, так и схемы Джона Клейтона можно на официальном сайте Heritage Crafts. По своему опыту могу сказать, что на канве Aida по схемам Клейтона вышивать сложновато, а на равномерке 32 ct дробные вытянутые крестики смотрятся не аккуратно. Поэтому для вышивки по схемам John Clayton советую брать равномерку 27-28 каунта.
Одна из первых серий John Clayton, выпущенных в виде схем для вышивания крестом, стала Thread Bears / Вышитые мишки по сюжетам с открыток самого Джона Клейтона. Некоторых вышитых мишек можно увидеть на выставке «Грани Джона Клейтона».
Решила добавить в этот репортаж и кадры с застройки выставки, в которой я также принимала участие. Думаю, это даже интереснее, чем смотреть фотографии с уже готовой выставки 😉
Все свои схемы John Clayton рисует с натуры или по своим фотографиям, созданным в том числе во время путешествий. Сначала создаётся эскиз, который затем переводится в схему. Рисунок сканируется, затем тщательно прорабатывается каждый фрагмент. Дизайнер убирает лишние одиночные крестики, чтобы сделать схему удобной для вышивки. В своих дизайнах Клейтон использует небольшое количество цветов, за счёт смесовых цветов он сглаживает цветовые переходы. Часто в его вышивках встречаются очень близкие оттенки нитей, различимые только при хорошем освещении. Благодаря этому вышивки по схемам Джона Клейтона получаются очень реалистичными. «Это удивительное ощущение, когда созданная мной схема превращается в вышивку, которая выглядит совершенно также, как исходная картина», — говорит Джон Клейтон. Дизайнер любит и умеет работать со светом и цветом, именно поэтому он любит акварель. Он признаётся, что ему сложно работать с маслом.
Джон Клейтон постоянно говорит жене Кэролайн, что дизайн, над которым он работает в данный момент, — самый сложный из всех, что он когда-либо делал, что не может подобрать подходящие цвета. Закончив этот дизайн, он то же самое скажет и о следующем дизайне.
Когда схема завершена, её передают вышивальщицам из Heritage Stitchcraft. Вышитую работу возвращают дизайнеру, который редко доволен первым отшивом. Он распарывает не понравившиеся ему фрагменты и сам вышивает так, как ему кажется правильным, изменяя схему. А вот исходники Джон Клейтон никогда не продаёт; они хранятся в шкафу в его мастерской, где он трудится над схемами.
Серия кругов (Circles) — визитная карточка Джона Клейтона. В серии 40 кругов в основном с идиллическими сельскими пейзажами. Клейтон всегда носит с собой фотоаппарат, чтобы запечатлеть мгновение, ведь свет может поменять очень быстро — не всегда есть возможность быстро нарисовать эскиз с натуры. Сначала Клейтон фотографирует пейзаж. С помощью различных линз на фотографии создаётся теплая, мягкая атмосфера, а выбранный ракурс делает пейзаж как бы удалённым.
Джону Клейтону уже 70 лет, живёт он в небольшой английской деревне. После завтрака он с женой Кэролайн обычно отправляется на прогулку по деревне, затем поднимается в свою комнату, где он работает (дизайнер говорит, что «студия» для этой комнаты звучит слишком пафосно). С женой он увидится только в обед, если только она ему не принесёт чай, чтобы сделать перерыв. Работает Клейтон до 5 часов вечера, приходит время выпить виски с содовой, а его жена Кэролайн предпочитает херес. И, конечно же, время чая, после которого они либо читают, либо смотрят телевизор. Клейтон признаётся, что не очень любит людей, ему комфортнее находиться дома. Когда он идёт с семьёй или друзьями в ресторан, всегда говорит, что ресторанная еда его разочаровывает, и что домашняя еда вкуснее.
Когда у художника начались проблемы со спиной, он стал заниматься физическими упражнениями, пару раз в день ходит пешком или катается на велосипеде. Когда у него есть что-то, что надо показать в Heritage Crafts, он совершает 12-мильную поездку на велосипеде, которая включает подъём на высокий холм.
На фотографии, представленной ниже, маленький круг по центру — мой. Это вышивка Lakeside Village, выполненная на канве равномерного переплетения 32 ct, поэтому и размер вышивки получился меньше, чем у стандартных кругов Клейтона.
Ещё одна известная серия вышивок Джона Клейтона — Internationals — международная (или интернациональная), состоящая из 27 вертикальных панелей с видами достопримечательностей разных стран, где побывал художник. На выставке можно увидеть 25 панелей, не нашлись только «Великая китайская стена» и «Статуя Свободы».
Здесь же можно увидеть мою вышивку — «Ниагарский водопад», оформленную с белым паспарту.
Джон Клейтон часто использует такой приём, как пикселизация. Обратите внимание на гондольера в панели «Венеция»: если смотреть вблизи — это смесь из одиночных крестиков, а если отойти чуть подальше — картинка сразу прорисовывается, мы видим объёмную фигуру гандольера.
С городами есть ещё серия горизонтальных панелей — Panoramas / Панорамы. Вышивают их гораздо реже, чем вертикальные панели Internationals.
Серия Power And Grace посвящена диким животным.
Также у Джона Клейтона есть вышивки с цветами.
Две вышивки с цветами в вазах я увидела впервые. Как оказалось, это была серия из четырёх вышивок из Цветочной коллекции / Floral collection, схемы которой первоначально были опубликованы в буклете, выпущенном журналом The world of cross stitching в 2010 году. Просто посмотрите на цвета, яркие и сияющие, когда свет из окна танцует на каждом идеальном лепестке.

Но больше всего вышивок у Джона Клейтона с женщинами (серия Elegance) — можно насчитать больше 70 различных дизайнов с прекрасными дамами! Работая над женскими портретами, в процессе он влюблялся в каждую из них. Некоторые из них нарисованы с известных актрис. Например, Виктория — это портрет Киры Найтли, а Шарлотта напоминает Одри Хэпбёрн из фильма «Моя прекрасная леди». Художник признаётся, что серия «Элегантность» его самая любимая.
А вот мужчин среди сюжетов Джона Клейтона всего двое: первый угадывается сразу — мистер Дарси в исполнения Колина Фёрта, а второй — Томас — это советский актёр Олег Видов в роли Томплинсона из фильма «Ватерлоо» 1970 года.
Также есть серии миниатюр — их тоже можно увидеть на выставке «Грани Джона Клейтона», причём можно посмотреть, как выглядят миниатюры, вышитые на канве разного каунта: на канве равномерного переплетения 27 ct и на канве Aida 20 ct. К слову, посоветовали не брать аиду 20 каунта :))
Многие ровесники Джона Клейтона уже вышли на пенсию, но для него дизайнерская работа — это и вдохновение, и хобби, которое приносит доход. Художник говорит, что пока он может создавать новые проекты, он будет продолжать этим заниматься. А ещё в пожеланиях начинающим дизайнерам Джон Клейтон говорит, что разбогатеть дизайнеру схем невозможно. Если у дизайнера схем цель — именно разбогатеть, то ему лучше заниматься чем-либо другим. Но если для него важно творчество, он готов мириться с разочарованием, когда что-то идёт не так, пробовать новое, то дерзайте! Фирмы — производители наборов постоянно ищут талантливых дизайнеров.
Цель этой выставки — напомнить вышивальщицам о Джоне Клейтоне. А также познакомить рукодельниц, которые недавно начали вышивать, с творчеством этого талантливого художника и дизайнера. И пусть схемы Клейтона сейчас выглядят не современными, но это классика вышивки, а классика всегда в моде. И я надеюсь, что у дизайнов Джона Клейтона будет новая волна популярности!
А ещё советую помимо посещения выставки обратить внимание на само здание библиотеке, в котором располагается выставка. Это усадьба с сохранившимися интерьерами, признанная памятником истории и архитектуры федерального значения.
Выставка «Грани Джона Клейтона» проходит с 20 марта по 8 апреля 2021 года в залах второго этажа библиотеки-читальни имени А.С. Пушкина
Адрес: Москва, ул.Спартаковская, д.9 (станция метро Бауманская)
Время работы: вт-сб 11:00 — 20:00, вс и пн — выходной, 30 марта — санитарный день; 8 апреля выставка работает до 14:00
Вход бесплатный
Спасибо. Очень интересно. Можно сказать что, прочитав статью, я открыла для себя новые стремления вышить.
Это здорово!!!
Здравствуйте, Юлия! С большим интересом прочитала Вашу статью. Спасибо! Захотелось увидеть эту выставку своими глазами. И захотелось вышить картину Джона Клейтона. Юлия, а можно ли сейчас найти его схемы в России?
В российских интернет-магазинах можно наборы поискать.
На сайте Heritage crafts можно купить отдельно схемы на дизайны, которые выпускаются в данный момент. Доставка в Россию недорогая
Юлечка,спасибо!Как же интересно,столько нового увидела.Обязательно ещё раз пересмотрю.Красота!…Елена
Пожалуйста)
Желтые дизайны не популярны, видимо. Только мой нашли… А у меня в планах еще много Клейтона. Лежат в заначке наборы))))
Спасибо за фото! Хочется его шить и шить!
Желтые — в смысле в желтом цвете?
Ася, ты же в принципе фанат Heritage! Я помню, сколько у тех их вышито!
Всё роздано… И этот желтый мост Риальто тоже будет подарен. Как вернется с выставки.
Здесь три моих круга еще. И пять панелек я давать не стала — их и так много.
Все остальное — раздарено…
Очень люблю и еще что-нибудь вышью))
Спасибо, познавательная статья! Узнала много нового и интересного о Клейтоне. Срочно бежать и вышивать!!!
Рада, что статья вдохновляет на вышивку 🙂
Юлия! Прекрасная выставка, чудесные вышивки. Для себя открыла букеты в вазах, до этого их не встречала, из всех букетов больше понравилась восточная ваза. И ещё поразила вышивка Northwood Farm, пожалуй, самый мрачный дизайн из тех, что я видела, но невероятно притягательный. Джону Клейтону больше свойственны светлые и солнечные дизайны, но его тёмные работы производят сильное впечатление. У меня в планах его четыре миниатюры, они прелестны. Вы не советуете вышивать дизайны Д. Клейтона на 32 ct, а я думала вышивать их на любимой Murano. Возможно стоит прислушаться к Вашим советам и довериться Вашему мнению. Спасибо за статью, как всегда красивые фото и полный обзор выставленных работ. Всего доброго!
На 32 каунте намучаетесь с узкими крестиками… лучше возьмите 27-28 — как советует дизайнер)
Юлия, спасибо, так и поступлю. Придётся допокупать основу, так как в моих запасах равномерка и лён этого каунта бывают редко.
Юля, большое спасибо за познавательную статью и подробный фото отчет с выставки. Потрясающая выставка, столько работ в одном месте, да ещё в такой атмосферной обстановке. Огромный респект организаторам и вышивальщицам! Как раз сейчас вышиваю панельку St. Lucia. Так приятно и легко идет процесс и результат невероятный. Ваша панелька с водопадом запала в душу, хочу ее теперь тоже вышить. И оформление Вы подобрали очень удачное.
St.Lucia тоже нечасто встречается. А Ниагара будет хорошо с ней в паре смотреться 🙂
Юля, спасибо огромное, выставка прекрасная, рассказ очень интересный, фотографии просто супер!!!!!
Талантливый Джон Клейтон. Восхитительные разработки.
Пожалуйста 🙂
Моя любовь. Вышила 6 кругов, ещё три на очереди, остальные в мечтах. И панельки, может когда нибудь доберусь. А ещё миниатюры сумеречные. А вот цветочные композиции — Открытие новой грани. Хороши все работы. Жизни не хватит все вышить
И это только часть серий Клейтона 😉
Добрый день, Юлия, спасибо за рассказ о выставке и ее организации. Я посмотрела видео Яны в инстаграм, и сразу выделила несколько работ, которые мне очень понравились. Во-первых, очень понравились круги, оформленные в круглое паспарту и квадратные рамки. Достойное оформление, и глядя на них, сразу хочется прикоснуться к магии Джона Клейтона и самой вышить один из его пасторальных сюжетов. Такое собрание его кругов на сельские темы наполнили пространство выставки настоящим летним теплом. Мне тоже очень понравился сюжет круга, который Вы вышивали, с высокой церковью. Одно из самых сильных впечатлений от видео обзора выставки был Ниагарский водопад в белом паспарту. Я рада была узнать из обзора выше, что это Ваша работа, и что я могу Вам об этом написать. Наверное, это один из редких примеров идеально подобранных паспарту и рамки по цвету к вышивке. Настолько идеальное у них слияние, нет никакого противоречия. Ослепительно белый водопад и ослепительно белый свет вокруг. И небо, отзывающееся в рамке. Словно они из одной стихии. Хотелось бы увидеть фото Вашей работы целиком.
Ольга, здравствуйте! Спасибо за комментарий!
Оформленную Ниагару обязательно покажу — надо сфотографировать только 🙂
А по поводу кругов — тут на любителя. Для себя я решила, что круглая рама для кругов Клейтона — идеальный вариант 🙂