Выставка «Старинные вышивки»

Сейчас в Музее В.А. Тропинина в Москве проходит выставка «Старинные вышивки», где представлены вышитые изделия XIX века из собрания Музея В. А. Тропинина и Фонда Александра Васильева. Выставка небольшая, размещается всего в двух залах, но там есть, на что посмотреть.

На выставке много предметов с вышивкой венецианским и австро-венгерским бисером. Венецианский бисер, которым раньше вышивали, не выцветает, поэтому изделия сохранили первоначальный цвет. Кроме того, представлены изделия, вышитые гладью, а также крестом и полукрестом (Берлинская вышивка / Berlin Woolwork Patterns).

Подставка для чернильного набора, 1820-е — 1830-е гг, Россия, вышивка бисером, музей Тропинина, выставка Старинные вышивки
Подставка для чернильного набора, 1820-е — 1830-е гг, Россия

Глядя на старинные вышивки, возникает вопрос: как же мастерицы вышивали такие ювелирные работы? Ведь электричества в домах не было, а свечи давали недостаточно света. Вышивали раньше в светлое время суток при естественном освещении.

Графин в бисерном футляре, 1-я четверть XIX века, Россия, Александр Васильев, музей Тропинина, выставка Старинные вышивки
Графин в бисерном футляре, 1-я четверть XIX века, Россия
Пёс и лягушка, вышивка венецианским бисером по канве, выставка Старинные вышивки
Пёс и лягушка, Россия (вышивка венецианским бисером по канве)
Экран для свечи, 1840-е гг, Западная Европа, вышивка крестом, вышивка гарусом по перфорированной бумаге, выставка Старинные вышивки
Экран для свечи, 1840-е гг, Западная Европа (вышивка гарусом по перфорированной бумаге)

Открытием для меня стали экраны для свечи — их использовали, чтобы свет от свеч не слепил глаза.

Вышивка для свечного экрана, 1860-е гг, Великобритания, вышивка венецианским бисером по канве, музей Тропинина, выставка Старинные вышивки
Вышивка для свечного экрана, 1860-е гг, Великобритания (вышивка венецианским бисером по канве)

Были ещё и экраны для лица — их использовали, чтобы макияж дам не таял у камина. Косметика была на базе воска, парафина или вазелина, и у жаркого камина лицо дам «таяло». Поэтому для защиты макияжа использовался подобный «экран».

Веер-экран, вышивка синелью по канве, аппликация бархатом, ручная роспись, Александр Васильев, музей Тропинина, выставка Старинные вышивки
Веер-экран, 1840-е гг, Франция (вышивка синелью по канве, аппликация бархатом, ручная роспись)

В тёплое время года, когда камином не пользовались, его прикрывали каминным экраном.

Экран для камина, вышивка крестом, выставка Старинные вышивки
Экран для камина
Александр Васильев, музей Тропинина, выставка Старинные вышивки

Также обратите внимание на уникальный набор для карточной игры, вышитый в технике petit point. Крышка набора украшена вышивкой, также здесь игральные карты, подстаканники с вышивкой, золочёные розетки для фишек и мелков. Набор принадлежал семье австро-венгерского барона.

Набор для карточной игры, крышка коробки с вышивкой petit point, 1840-е гг, музей Тропинина, выставка Старинные вышивки
Набор для карточной игры: крышка коробки с вышивкой petit point, 1840-е гг.
Набор для карточной игры, подстаканники с вышивкой petit point, 1840-е гг, музей Тропинина, выставка Старинные вышивки
Набор для карточной игры: подстаканники с вышивкой petit point, 1840-е гг.
Коробочки для ниток, 1860-е гг, Германия, вышивка венецианским бисером по бумажной канве, перфорированной бумаге, музей Тропинина, выставка Старинные вышивки
Коробочки для ниток, 1860-е гг, Германия (вышивка венецианским бисером по бумажной канве)
Шкатулка «Два сердца» 1850-е г, Россия, вышивка по атласу шёлком, синелью, бисером и семенами овощей, музей Тропинина, выставка Старинные вышивки
Шкатулка «Два сердца» 1850-е г, Россия (вышивка по атласу шёлком, синелью, бисером и семенами овощей)

Из необычных экспонатов на выставке можно увидеть шкатулку из красного дерева «Два сердца» из семьи Зубковых в 1850-е годы. Шкатулка сделана для влюблённых крепостными мастерами в России. Она вышита семенами овощей из дворянского имения: помидоров, огурцов, рисовых зёрен, укропа.

Шкатулка «Два сердца» 1850-е г, Россия, вышивка по атласу шёлком, синелью, бисером и семенами овощей, музей Тропинина, выставка Старинные вышивки
Шкатулка «Два сердца» 1850-е г, Россия (вышивка по атласу шёлком, синелью, бисером и семенами овощей)
Возвращение блудного сына, 1-я половина XIX века, вышивка шерстью, бисером, выставка Старинные вышивки
Возвращение блудного сына, 1-я половина XIX века (вышивка шерстью, бисером)
Возвращение блудного сына, 1-я половина XIX века, вышивка шерстью, бисером, выставка Старинные вышивки
Возвращение блудного сына, 1-я половина XIX века (вышивка шерстью, бисером)
Арапчонок с двумя собаками, 1830-е годы, вышивка гарусом по канве, выставка Старинные вышивки
Арапчонок с двумя собаками, 1830-е годы (вышивка гарусом по канве)
Прекрасная садовница по картине Рафаэля, вышивка венецианским бисером по канве, выставка Старинные вышивки
Прекрасная садовница — по картине Рафаэля, Франция, 1835 — 1840-е годы (вышивка венецианским бисером по канве)
Дети и мотылёк, шкатулка для бумаг, вышивка богемским бисером по бумажной канве, выставка Старинные вышивки
Дети и мотылёк — шкатулка для бумаг, 1830-е годы (вышивка богемским бисером по бумажной канве)
Подстаканник из бисера, футляр для писем, вышивка по перфорированной бумаге, выставка Старинные вышивки
Бисерный подстаканник и футляр для писем, 1830-е — 1840-е годы (вышивка по перфорированной бумаге)

Кажется, что маленькая мушечница вырезана из кости. Но это вышивка гладью человеческим волосом! Вышивка человеческим волосом пришла из Китая. Это очень трудоёмкая и сложная работа, ведь волос — достаточно хрупкий материал, легко ломается при растяжении. Зато и хранятся такие работы долго.

Мушечница Post-Mortem, 1790-е гг, Франция, вышивка человеческим волосом, музей Тропинина, выставка Старинные вышивки
Мушечница Post-Mortem, 1790-е гг, Франция (вышивка человеческим волосом)
Девочка с собаками, 1850-е гг, Великобритания, вышивка крестом, выставка Старинные вышивки
Девочка с собаками, 1850-е гг, Великобритания
Беседка, 1-я половина XIX века, вышивка бисером, выставка Старинные вышивки
Беседка, 1-я половина XIX века (вышивка бисером)
вышивка крестом, Охотники на привале, 1830-е гг, выставка Старинные вышивки
Охотники на привале, 1830-е гг, Россия
Жена итальянского разбойника, 3-я четверть XIX века, вышивка бисером, выставка Старинные вышивки
Жена итальянского разбойника, 3-я четверть XIX века (вышивка бисером)
Портрет Александра I, 1818 год, Франция, вышивка бисером, выставка Старинные вышивки
Портрет Александра I, 1818 год, Франция (вышивка бисером)
Пётр I коронует Екатерину I, середина XIX века, Россия, вышивка шёлком, шерстью, бисером, аппликация, выставка Старинные вышивки
Пётр I коронует Екатерину I, середина XIX века, Россия (вышивка шёлком, шерстью, бисером, аппликация)

Вы не пройдёте мимо большой картины, на которой Пётр I коронует Екатерину I. Вышивка шерстью и шёлком дополнена вышивкой бисером и аппликацией из меха.

Пётр I коронует Екатерину I, середина XIX века, Россия, вышивка шёлком, шерстью, бисером, аппликация, выставка Старинные вышивки
Пётр I коронует Екатерину I, середина XIX века, Россия (вышивка шёлком, шерстью, бисером, аппликация)
Заготовка под диванную подушку, 1850-е гг, Россия, вышивка бисером, выставка Старинные вышивки
Заготовка под диванную подушку, 1850-е гг, Россия (вышивка бисером)
Лошадь на водопое, 1850-е гг, Франция, вышивка гарусом по канве, выставка Старинные вышивки
Лошадь на водопое, 1850-е гг, Франция (вышивка гарусом по канве)
Сельский пейзаж, 1830-е гг, Россия, вышивка бисером, выставка Старинные вышивки
Сельский пейзаж, 1830-е гг, Россия (вышивка бисером)
Корзина с цветами, конец XVIII — начало XIX вв, Россия, вышивка бисером и шёлком, выставка Старинные вышивки
Корзина с цветами, конец XVIII — начало XIX вв, Россия (вышивка бисером и шёлком)
Малый Трианон в Версале, 1850-е гг, Франция, вышивка крестом, выставка Старинные вышивки
Малый Трианон в Версале, 1850-е гг, Франция (вышивка крестом)
Охотничья шкатулка с бисерной вставкой в технике sable, 1825 — 1830-е гг, выставка Старинные вышивки
Охотничья шкатулка с бисерной вставкой в технике sable, 1825 — 1830-е гг
Шкатулка с вышивкой бисером «Стрела и Лира» в технике sable, середина XIX века, Россия, выставка Старинные вышивки
Шкатулка с вышивкой бисером «Стрела и Лира» в технике sable, середина XIX века, Россия
Букет цветов, 1820-е гг, Россия, вышивка бисером, выставка Старинные вышивки
Букет цветов, 1820-е гг, Россия (вышивка бисером)
Композиция из роз, незабуток, маргариток, середина XIX века, Россия, вышивка бисером, выставка Старинные вышивки
Композиция из роз, незабуток, маргариток, середина XIX века, Россия (вышивка бисером)
Лицевая сторона дамской сумочки, 1830-е гг, Россия, вышивка бисером, выставка Старинные вышивки
Лицевая сторона дамской сумочки, 1830-е гг, Россия (вышивка бисером)
Цветы в вазе, 1785 год, Франция, вышивка шёлком по шёлку, выставка Старинные вышивки
Цветы в вазе, 1785 год, Франция (вышивка шёлком по шёлку)

Вышитые картины украшали стены спален и гостиных. В 19 веке симметрия была в почёте, очень любили парные работы.

Букет в вазе, 1820-е гг, Франция, вышивка синелью по шёлковому муару, выставка Старинные вышивки
Букет в вазе, 1820-е гг, Франция (вышивка синелью по шёлковому муару)
Букет в вазе, вышивка бисером, выставка Старинные вышивки
Букет в вазе (вышивка бисером)
Горный пейзаж, 1810-е гг, Франция, вышивка синелью и бисером по шёлку, выставка Старинные вышивки
Горный пейзаж, 1810-е гг, Франция (вышивка синелью и бисером по шёлку)

А эти вышивки выполнены по шёлку, раскрашенному акварелью. Подобную вышивку я видела на выставке в музее-усадьбе В.Г. Державина.

Вышивка гладью, ок. 1800 г, Франция, выставка Старинные вышивки
Вышивка гладью, ок. 1800 г, Франция
Молитва, ок. 1825 года, Франция, вышивка шёлком и синелью по шёлку, выставка Старинные вышивки
Молитва, ок. 1825 года, Франция (вышивка шёлком и синелью по шёлку)
Девочка с собакой, 1810 год, вышивка бисером, выставка Старинные вышивки
Девочка с собакой, 1810 год (вышивка бисером)
Гусар на коне, середина XIX в, Россия, вышивка шерстью и бисером по перфорированной бумаге, выставка Старинные вышивки
Гусар на коне, середина XIX в, Россия (вышивка шерстью и бисером по перфорированной бумаге)

В XIX веке часто вышивали на перфорированной бумаге. Да-да, перфорированная бумага появилась не в XX веке, а в XIX.

Портрет неаполитанки с корзиной цветов на фоне Везувия, 1850-е гг, Россия, вышивка крестом, выставка Старинные вышивки
Портрет неаполитанки с корзиной цветов на фоне Везувия, 1850-е гг, Россия

Интересен Портрет неаполитанки с корзиной цветов на фоне Везувия. Это вышивка гарусом (мягкой кручёной шерстяной пряжей), бисером, бусинами, искусственными фруктами и листьями по окрашенной перфорированной бумаге. Обратите внимание, что вышивка получается объёмной.

Портрет неаполитанки с корзиной цветов на фоне Везувия, 1850-е гг, Россия, вышивка крестом, выставка Старинные вышивки
Портрет неаполитанки с корзиной цветов на фоне Везувия, 1850-е гг, Россия

Ещё один пример объёмной вышивки — пудель Артемон.

Пудель Артемон, 1840-е гг, Россия, вышивка шерстью и шёлком по шёлку, выставка Старинные вышивки
Пудель Артемон, 1840-е гг, Россия (вышивка шерстью и шёлком по шёлку)
вышивка, выставка Старинные вышивки
Вышитые мужские подтяжки, 1820 — 1840-е гг, Франция, выставка Старинные вышивки
Вышитые мужские подтяжки, 1820 — 1840-е гг, Франция
вышивка крестом, выставка Старинные вышивки
вышивка крестом, выставка Старинные вышивки
Арестованный корсар, 1820-е гг, Россия, вышивка крестом, вышивка гарусом по канве, выставка Старинные вышивки
Арестованный корсар, 1820-е гг, Россия (вышивка гарусом по канве)
Сонетка, вышивка крестом и бисером по металлической сетке, Александр Васильев, музей Тропинина, выставка Старинные вышивки
Сонетка (вышивка крестом и бисером по металлической сетке)

На выставке представлено несколько вышитых сонеток. Сонетка — специальная лента, с помощью которой вызывали слуг из кухни. Рассматривая одну сонетку, заметила, что она вышита на металлической сетке.

Сонетка, вышивка крестом и бисером по металлической сетке, выставка Старинные вышивки
Сонетка (вышивка крестом и бисером по металлической сетке)
Панно, 1860-е гг, Россия, вышивка крестом и бисером на перфорированной бумаге, выставка Старинные вышивки
Панно, 1860-е гг, Россия (вышивка крестом и бисером на перфорированной бумаге)
Сыновья Иакова приносят окровавленную одежду брата Иосифа отцу, 1-я половина XIX века, Франция, вышивка крестом, вышивка шерстью и бисером, выставка Старинные вышивки
Сыновья Иакова приносят окровавленную одежду брата Иосифа отцу, 1-я половина XIX века, Франция (вышивка шерстью и бисером)
Святое семейство, 1830-е гг, Франция, вышивка гладью, выставка Старинные вышивки
Святое семейство, 1830-е гг, Франция (вышивка гладью)
Святое семейство, 1830-е гг, Франция, вышивка гладью, выставка Старинные вышивки
Святое семейство, 1830-е гг, Франция (вышивка гладью)

Цветочный букет, вышитый гарусом и венецианским бисером, был когда-то на декоративной подушке.

Цветочный букет, 1850-е гг, Франция, вышивка гарусом и венецианским бисером, выставка Старинные вышивки
Цветочный букет, 1850-е гг, Франция (вышивка гарусом и венецианским бисером)
Подтяжки, начало XIX века, Франция, вышивка petit point, музей Тропинина, выставка Старинные вышивки
Подтяжки, начало XIX века, Франция (вышивка petit point)

На выставке «Старинные вышивки» вы также увидите пресс-папье, подстаканники, кошельки, бювары с вышивкой (папки для хранения почтовой бумаги, конвертов и корреспонденции) и многое другое.

музей Тропинина, выставка Старинные вышивки

Выставка «Старинные вышивки» в Музее В.А. Тропинина ходит с 30 октября 2020 по 9 мая 2021 года
Адрес: Москва, Щетининский переулок, д. 10 стр. 1 (билеты продаются только онлайн на сайте музея)

16 комментариев к “Выставка «Старинные вышивки»”

  1. Спасибо, как интересно было посмотреть! Какой-то трепет испытываешь, глядя на такие давние работы…

    А частенько барышни тех веков вышивали бисером, надо же… Наверное это считалось изысканнее и моднее, чем нитками?) Нитками и простолюдины могли вышивать, а вот бисером — только господа.

    Ответить
  2. Спасибо за содержательный рассказ и множество фотографий! Очень интересная выставка, представлены потрясающие вещи! Не знала, что в позапрошлом веке была перфорированная бумага для вышивания.

    Ответить
  3. Спасибо, очень интересно! В общем, сюжеты привлекали те же, что и сейчас: позитив в разных жанрах. Но есть и удивительные! Нетрудно понять, что привлекает в образе венецианки с цветами. Но жена какого-то разбойника?.. Арестованный (очевидно, поделом) корсар?.. Или это веяние романтизма — симпатия к асоциальным элементам (к иностранцам почему-то)?)))

    Ответить
    • Названия работам, возможно, придумали сами организаторы выставки. Может, это не арестованный, просто отдыхающий человек? :)) Кстати, этого корсара уже неоднократно встречала на выставках, видимо, популярный сюжет.

      Ответить
  4. Юля, спасибо за репортаж. Не сомневайся в подписях. Почти все — мои. Корсар — это корсар :). Если интересно, я и в ВК и в ЖЖ писала о прототипах и сюжетах. Только вот «Возвращение блудного сына» — это ошибка. Музей так действительно считал, но я еще до выставки написала, что это другой сюжет и привела гравюру, послужившую основой доя вышивки. Все в моем ЖЖ. Неужели, музей не исправил?

    Ответить
      • Я писала об этом в своем ЖЖ. Процитирую себя же 🙂
        “Благородных разбойников, корсаров, контрабандистов, грабителей и их жертв можно часто встретить в вышивке шерстью первой половины XIX в., как отражение увлечения литературой романтизма. Кроме того, с конца XVIII в. в Европе получил широкое распространение «разбойничий роман», начало развитию которому положила драма Шиллера «Разбойники» (1780). Герои произведений Гауфа, Клейста, Эжена Сю, В. Скотта, Дюма… были необыкновенно популярны и у вышивальщиц.”

        Ответить
  5. Юля, спасибо большое.
    Получила огромное удовольствие рассматривая фотографии и читая твои комментарии и пояснения.
    Как-будто переместилась во времени, рассматривая эти прекрасные творения.

    Ответить

Оставьте комментарий