Сейчас в Музее В.А. Тропинина в Москве проходит выставка «Старинные вышивки», где представлены вышитые изделия XIX века из собрания Музея В. А. Тропинина и Фонда Александра Васильева. Выставка небольшая, размещается всего в двух залах, но там есть, на что посмотреть.
На выставке много предметов с вышивкой венецианским и австро-венгерским бисером. Венецианский бисер, которым раньше вышивали, не выцветает, поэтому изделия сохранили первоначальный цвет. Кроме того, представлены изделия, вышитые гладью, а также крестом и полукрестом (Берлинская вышивка / Berlin Woolwork Patterns).
Подставка для чернильного набора, 1820-е — 1830-е гг, Россия
Глядя на старинные вышивки, возникает вопрос: как же мастерицы вышивали такие ювелирные работы? Ведь электричества в домах не было, а свечи давали недостаточно света. Вышивали раньше в светлое время суток при естественном освещении.
Графин в бисерном футляре, 1-я четверть XIX века, Россия
Пёс и лягушка, Россия (вышивка венецианским бисером по канве)
Экран для свечи, 1840-е гг, Западная Европа (вышивка гарусом по перфорированной бумаге)
Открытием для меня стали экраны для свечи — их использовали, чтобы свет от свеч не слепил глаза.
Вышивка для свечного экрана, 1860-е гг, Великобритания (вышивка венецианским бисером по канве)
Были ещё и экраны для лица — их использовали, чтобы макияж дам не таял у камина. Косметика была на базе воска, парафина или вазелина, и у жаркого камина лицо дам «таяло». Поэтому для защиты макияжа использовался подобный «экран».
Веер-экран, 1840-е гг, Франция (вышивка синелью по канве, аппликация бархатом, ручная роспись)
В тёплое время года, когда камином не пользовались, его прикрывали каминным экраном.
Экран для камина
Также обратите внимание на уникальный набор для карточной игры, вышитый в технике petit point. Крышка набора украшена вышивкой, также здесь игральные карты, подстаканники с вышивкой, золочёные розетки для фишек и мелков. Набор принадлежал семье австро-венгерского барона.
Набор для карточной игры: крышка коробки с вышивкой petit point, 1840-е гг.
Набор для карточной игры: подстаканники с вышивкой petit point, 1840-е гг.
Коробочки для ниток, 1860-е гг, Германия (вышивка венецианским бисером по бумажной канве)
Шкатулка «Два сердца» 1850-е г, Россия (вышивка по атласу шёлком, синелью, бисером и семенами овощей)
Из необычных экспонатов на выставке можно увидеть шкатулку из красного дерева «Два сердца» из семьи Зубковых в 1850-е годы. Шкатулка сделана для влюблённых крепостными мастерами в России. Она вышита семенами овощей из дворянского имения: помидоров, огурцов, рисовых зёрен, укропа.
Шкатулка «Два сердца» 1850-е г, Россия (вышивка по атласу шёлком, синелью, бисером и семенами овощей)
Возвращение блудного сына, 1-я половина XIX века (вышивка шерстью, бисером)
Возвращение блудного сына, 1-я половина XIX века (вышивка шерстью, бисером)
Арапчонок с двумя собаками, 1830-е годы (вышивка гарусом по канве)
Прекрасная садовница — по картине Рафаэля, Франция, 1835 — 1840-е годы (вышивка венецианским бисером по канве)
Дети и мотылёк — шкатулка для бумаг, 1830-е годы (вышивка богемским бисером по бумажной канве)
Бисерный подстаканник и футляр для писем, 1830-е — 1840-е годы (вышивка по перфорированной бумаге)
Кажется, что маленькая мушечница вырезана из кости. Но это вышивка гладью человеческим волосом! Вышивка человеческим волосом пришла из Китая. Это очень трудоёмкая и сложная работа, ведь волос — достаточно хрупкий материал, легко ломается при растяжении. Зато и хранятся такие работы долго.
Мушечница Post-Mortem, 1790-е гг, Франция (вышивка человеческим волосом)
Девочка с собаками, 1850-е гг, Великобритания
Беседка, 1-я половина XIX века (вышивка бисером)
Охотники на привале, 1830-е гг, Россия
Жена итальянского разбойника, 3-я четверть XIX века (вышивка бисером)
Портрет Александра I, 1818 год, Франция (вышивка бисером)
Пётр I коронует Екатерину I, середина XIX века, Россия (вышивка шёлком, шерстью, бисером, аппликация)
Вы не пройдёте мимо большой картины, на которой Пётр I коронует Екатерину I. Вышивка шерстью и шёлком дополнена вышивкой бисером и аппликацией из меха.
Пётр I коронует Екатерину I, середина XIX века, Россия (вышивка шёлком, шерстью, бисером, аппликация)
Заготовка под диванную подушку, 1850-е гг, Россия (вышивка бисером)
Лошадь на водопое, 1850-е гг, Франция (вышивка гарусом по канве)
Сельский пейзаж, 1830-е гг, Россия (вышивка бисером)
Корзина с цветами, конец XVIII — начало XIX вв, Россия (вышивка бисером и шёлком)
Малый Трианон в Версале, 1850-е гг, Франция (вышивка крестом)
Охотничья шкатулка с бисерной вставкой в технике sable, 1825 — 1830-е гг
Шкатулка с вышивкой бисером «Стрела и Лира» в технике sable, середина XIX века, Россия
Букет цветов, 1820-е гг, Россия (вышивка бисером)
Композиция из роз, незабуток, маргариток, середина XIX века, Россия (вышивка бисером)
Лицевая сторона дамской сумочки, 1830-е гг, Россия (вышивка бисером)
Цветы в вазе, 1785 год, Франция (вышивка шёлком по шёлку)
Вышитые картины украшали стены спален и гостиных. В 19 веке симметрия была в почёте, очень любили парные работы.
Букет в вазе, 1820-е гг, Франция (вышивка синелью по шёлковому муару)
Букет в вазе (вышивка бисером)
Горный пейзаж, 1810-е гг, Франция (вышивка синелью и бисером по шёлку)
А эти вышивки выполнены по шёлку, раскрашенному акварелью. Подобную вышивку я видела на выставке в музее-усадьбе В.Г. Державина.
Вышивка гладью, ок. 1800 г, Франция
Молитва, ок. 1825 года, Франция (вышивка шёлком и синелью по шёлку)
Девочка с собакой, 1810 год (вышивка бисером)
Гусар на коне, середина XIX в, Россия (вышивка шерстью и бисером по перфорированной бумаге)
В XIX веке часто вышивали на перфорированной бумаге. Да-да, перфорированная бумага появилась не в XX веке, а в XIX.
Портрет неаполитанки с корзиной цветов на фоне Везувия, 1850-е гг, Россия
Интересен Портрет неаполитанки с корзиной цветов на фоне Везувия. Это вышивка гарусом (мягкой кручёной шерстяной пряжей), бисером, бусинами, искусственными фруктами и листьями по окрашенной перфорированной бумаге. Обратите внимание, что вышивка получается объёмной.
Портрет неаполитанки с корзиной цветов на фоне Везувия, 1850-е гг, Россия
Ещё один пример объёмной вышивки — пудель Артемон.
Пудель Артемон, 1840-е гг, Россия (вышивка шерстью и шёлком по шёлку)
Вышитые мужские подтяжки, 1820 — 1840-е гг, Франция
Арестованный корсар, 1820-е гг, Россия (вышивка гарусом по канве)
Сонетка (вышивка крестом и бисером по металлической сетке)
На выставке представлено несколько вышитых сонеток. Сонетка — специальная лента, с помощью которой вызывали слуг из кухни. Рассматривая одну сонетку, заметила, что она вышита на металлической сетке.
Сонетка (вышивка крестом и бисером по металлической сетке)
Панно, 1860-е гг, Россия (вышивка крестом и бисером на перфорированной бумаге)
Сыновья Иакова приносят окровавленную одежду брата Иосифа отцу, 1-я половина XIX века, Франция (вышивка шерстью и бисером)
Святое семейство, 1830-е гг, Франция (вышивка гладью)
Святое семейство, 1830-е гг, Франция (вышивка гладью)
Цветочный букет, вышитый гарусом и венецианским бисером, был когда-то на декоративной подушке.
Цветочный букет, 1850-е гг, Франция (вышивка гарусом и венецианским бисером)
Подтяжки, начало XIX века, Франция (вышивка petit point)
На выставке «Старинные вышивки» вы также увидите пресс-папье, подстаканники, кошельки, бювары с вышивкой (папки для хранения почтовой бумаги, конвертов и корреспонденции) и многое другое.
Выставка «Старинные вышивки» в Музее В.А. Тропинина ходит с 30 октября 2020 по 9 мая 2021 года Адрес: Москва, Щетининский переулок, д. 10 стр. 1 (билеты продаются только онлайн на сайте музея)
16 комментариев к “Выставка «Старинные вышивки»”
Юля, спасибо большое! Очень интересно было почитать и посмотреть!
Спасибо, как интересно было посмотреть! Какой-то трепет испытываешь, глядя на такие давние работы…
А частенько барышни тех веков вышивали бисером, надо же… Наверное это считалось изысканнее и моднее, чем нитками?) Нитками и простолюдины могли вышивать, а вот бисером — только господа.
Спасибо за содержательный рассказ и множество фотографий! Очень интересная выставка, представлены потрясающие вещи! Не знала, что в позапрошлом веке была перфорированная бумага для вышивания.
Спасибо, очень интересно! В общем, сюжеты привлекали те же, что и сейчас: позитив в разных жанрах. Но есть и удивительные! Нетрудно понять, что привлекает в образе венецианки с цветами. Но жена какого-то разбойника?.. Арестованный (очевидно, поделом) корсар?.. Или это веяние романтизма — симпатия к асоциальным элементам (к иностранцам почему-то)?)))
Названия работам, возможно, придумали сами организаторы выставки. Может, это не арестованный, просто отдыхающий человек? :)) Кстати, этого корсара уже неоднократно встречала на выставках, видимо, популярный сюжет.
Юля, спасибо за репортаж. Не сомневайся в подписях. Почти все — мои. Корсар — это корсар :). Если интересно, я и в ВК и в ЖЖ писала о прототипах и сюжетах. Только вот «Возвращение блудного сына» — это ошибка. Музей так действительно считал, но я еще до выставки написала, что это другой сюжет и привела гравюру, послужившую основой доя вышивки. Все в моем ЖЖ. Неужели, музей не исправил?
Я писала об этом в своем ЖЖ. Процитирую себя же 🙂
“Благородных разбойников, корсаров, контрабандистов, грабителей и их жертв можно часто встретить в вышивке шерстью первой половины XIX в., как отражение увлечения литературой романтизма. Кроме того, с конца XVIII в. в Европе получил широкое распространение «разбойничий роман», начало развитию которому положила драма Шиллера «Разбойники» (1780). Герои произведений Гауфа, Клейста, Эжена Сю, В. Скотта, Дюма… были необыкновенно популярны и у вышивальщиц.”
Юля, спасибо большое.
Получила огромное удовольствие рассматривая фотографии и читая твои комментарии и пояснения.
Как-будто переместилась во времени, рассматривая эти прекрасные творения.
Юля, спасибо большое! Очень интересно было почитать и посмотреть!
Пожалуйста 🙂
Спасибо, как интересно было посмотреть! Какой-то трепет испытываешь, глядя на такие давние работы…
А частенько барышни тех веков вышивали бисером, надо же… Наверное это считалось изысканнее и моднее, чем нитками?) Нитками и простолюдины могли вышивать, а вот бисером — только господа.
Да, в России бисером вышивали в основном аристократки
Какая красота! Все так изящно, со вкусом. Спасибо. Жаль, что мы в июне только с Москву приедем
Думаю, что к тому времени еще выставки будут 🙂
Спасибо за содержательный рассказ и множество фотографий! Очень интересная выставка, представлены потрясающие вещи! Не знала, что в позапрошлом веке была перфорированная бумага для вышивания.
Да, перфорированная бумага уже в 19 веке была 😉
Спасибо, очень интересно! В общем, сюжеты привлекали те же, что и сейчас: позитив в разных жанрах. Но есть и удивительные! Нетрудно понять, что привлекает в образе венецианки с цветами. Но жена какого-то разбойника?.. Арестованный (очевидно, поделом) корсар?.. Или это веяние романтизма — симпатия к асоциальным элементам (к иностранцам почему-то)?)))
Названия работам, возможно, придумали сами организаторы выставки. Может, это не арестованный, просто отдыхающий человек? :)) Кстати, этого корсара уже неоднократно встречала на выставках, видимо, популярный сюжет.
Юля, спасибо за репортаж. Не сомневайся в подписях. Почти все — мои. Корсар — это корсар :). Если интересно, я и в ВК и в ЖЖ писала о прототипах и сюжетах. Только вот «Возвращение блудного сына» — это ошибка. Музей так действительно считал, но я еще до выставки написала, что это другой сюжет и привела гравюру, послужившую основой доя вышивки. Все в моем ЖЖ. Неужели, музей не исправил?
Подпись списала из музея…
Интересно, почему и правда арестованного корсара вышивали? 🙂
Я писала об этом в своем ЖЖ. Процитирую себя же 🙂
“Благородных разбойников, корсаров, контрабандистов, грабителей и их жертв можно часто встретить в вышивке шерстью первой половины XIX в., как отражение увлечения литературой романтизма. Кроме того, с конца XVIII в. в Европе получил широкое распространение «разбойничий роман», начало развитию которому положила драма Шиллера «Разбойники» (1780). Герои произведений Гауфа, Клейста, Эжена Сю, В. Скотта, Дюма… были необыкновенно популярны и у вышивальщиц.”
Юля, спасибо за пояснение!
Юля, спасибо большое.
Получила огромное удовольствие рассматривая фотографии и читая твои комментарии и пояснения.
Как-будто переместилась во времени, рассматривая эти прекрасные творения.
Пожалуйста 🙂