Два года назад я уже рассказывала про дизайнера Sandy Orton. Тогда я искала информацию о ней в аннотациях к книгам по вышивке крестом, находила упоминания её имени в различных журналах. А недавно нашла единственное интервью с Сэнди Ортон, которое вышло в январе 1998 года в журнале “For the Love of Cross Stitch” (издательство Lesure Arts). Сейчас дизайны Sandy Orton снова стали популярны. Надеюсь, эта статья будет интересна всем поклонникам её творчества.
«Я всегда оказывалась в нужное время в нужном месте», — говорит Сэнди Ортон, объясняя свою карьеру дизайнера схем для вышивки крестом простой удачей. «Сколько людей могут найти 20-летнюю постоянную работу в качестве штатного дизайнера? (журнал вышел в 1998 году, значит, Сэнди работала в качестве дизайнера схем примерно с 1970-х годов). Большинство дизайнеров являются фрилансерами: сами продают схемы или самостоятельно публикуются в журналах».
Полное имя Сэнди — Sandra Lynn Orton, она родилась 31 мая 1953 года. Старшая из пяти детей, Сэнди единственная, кто интересовался искусством или ремёслами. Она всегда любила рисовать и что-то мастерить руками, и родители не совсем понимали, что с ней делать. К счастью, Сэнди всегда попадались учителя, даже в начальной школе, которые интересовались искусством. Они рано признали талант девочки.
Сэнди посчастливилось учиться в высшей школе с исключительной художественной программой. В 1960-е годы на искусство выделялось много денег, а у учителей была очень высокая квалификация. Сэнди переняла опыт от своих учителей.
После окончания старшей школы Сэнди планировала поступить в частную академию искусств и ремёсел, но это было очень дорого для семьи. У неё было три младших брата и младшая сестра. Она не могла попросить у родителей денег.
Вместо этого Сэнди поступила в колледже, а затем перевелась в Калифорнийский университет в Дэвисе. После окончания школы она получила диплом преподавателя и некоторое время работала заместителем преподавателя, что по её признанию, было слишком напряжённым. Её муж Дуг заметил, что Сэнди стала слишком нервной из-за работы. Однажды он увидел объявление о поиске художника-инструктора в компанию по выпуску товаров для рукоделия и посоветовал ей подать заявку.
Сэнди всегда любила ручную работу, она самостоятельно научилась вязать крючком и вышивать, поэтому решила попробовать. А ещё она подумала, что наконец-то будет возможность снова разговаривать со взрослыми. Она пошла на собеседование и получила работу в тот же день!
Получив ценный опыт в качестве художника-инструктора, несколько лет спустя Сэнди перешла в другую компанию, где стала штатным дизайнером, иллюстратором учебных материалов, диаграмм и инструкций. Это была небольшая компания, поэтому она делала всё, что им было нужно.
За это время вышивка крестиком стала набирать популярность и получила признание, как перспективная техника. Сэнди вспоминает: «Я разрабатывала инструкцию для вышивки в технике Crewelwork (крюил — вид декоративной вышивки, выполненной в смешанной технике с использованием шерстяных ниток и разнообразных вышивальных швов), когда мой издатель вернулся с выставки и сказал: «Стоп! Мы сделаем эти рисунки схемами для вышивки крестом!» Проекты получили замечательный отклик, и после этого компания почти полностью перешла на вышивку крестиком.
С 1985 года Сэнди Ортон была ведущим дизайнером в журнале Cross Stitch & Country Crafts. В 1993 году опыт и связи Сэнди помогли ей получить работу в дизайн-студии Kooler Design Studio — независимом агентстве, которое нанимает дизайнеров для создания схем для издательств, занимающихся выпуском печатных изданий по рукоделию. «Помимо оригинальных дизайнов, мы также делаем много адаптаций (т.е. перевод рисунка в схему для вышивания», — объясняет Сэнди. «Некоторые художники с радостью продадут вам свои рисунки, но не просите их разложить их по квадратам. Я давно поняла, что быть хорошим художником не значит быть хорошим разработчиком схем для вышивки крестом. Поэтому не так много дизайнеров схем по вышивке крестом».
Сэнди Ортон также сотрудничала с фирмами Dimensions, Janlynn, Bucilla и журналом Cross Stitch Gold; она является автором и соавтором нескольких книг по вышивке крестиком.
Создание схем для вышивки крестом было для Сэнди таким же естественным процессом, как и другие её художественные занятия. «Я всегда любила текстиль — вышивку, лоскутное шитье, костюмы, этнические и народные изделия, а также предметы, которые радуют глаз и руки», — говорит она. «Эти объекты являются отражением повседневной жизни людей, событий и людей, которыми они дорожат».
Когда просят описать её стиль, Сэнди делает паузу. «Мне трудно понять свой стиль, хотя люди говорят, что он узнаваем. Я обычно делаю причудливые рисунки, которые относятся к елизаветинскому или XVII веку. Мне всегда нравились антиквариат и старинные вещи, и мои схемы обычно включают сложные швы и техники, такие как стяги, мережки, ришелье, хардангер».
Пристрастие Сэнди к замысловатым старомодным дизайнам отражена в манжете для подушки Home Sweet Home, изображенной на фотографии. «Это высказывание напоминает мне старые викторианские проповеди, вышитые яркими цветами на перфорированной бумаге», — говорит она. Сэнди увидела в студии кусок современной обивочной ткани с цветочным рисунком и сделала из неё подушку. Цвет этой ткани стал основным для вышивки, а чтобы сделать его ещё более элегантным, она добавила золотую металлическую нить.
За вдохновением Сэнди обычно обращается к своим коллегам и ресурсам Kooler Design Studio. На момент выхода интерьвью в штате Kooler Design Studio было шесть постоянных художников. Сэнди проводила там много времени, потому что для неё было важно взаимодействие с другими креативными дизайнерами. Большинство людей в этой отрасли с энтузиазмом относятся к тому, что они делают, и любят делиться информацией. У Kooler Design Studio также есть отличная библиотека, которой Сэнди Ортон активно пользовалась в поисках вдохновения. А еще Сэнди старается расширять свой кругозор и посещает уроки по вышивке или по различным ремёслам хотя бы раз в год.
У Сэнди Ортон и её мужа Дуга двое детей: сын Скотт (13 лет), и дочь Кейтлин (9 лет). «Скотт идёт в восьмой класс и скоро будет выше меня. А Кейтлин вечно занятая, всегда что-то планирующая, но всегда готовая подарить объятья и поцелуи». (Интервью вышло в 1998 году, значит, в 2021 году детям Сэнди 36 и 32 года соответственно, а самой Сэнди примерно 68 лет). Семейство Ортон наслаждается жизнью в маленьком пригороде на севере Калифорнии со своим трио кошек: Кларис, Клемми и Лео, кроликом по имени Бан-Бан и маленьким угрём.
Когда дело доходит до отдыха, Сэнди любит читать, вышивать, заниматься садом и гулять. «Это маленькие радости, которые можно осуществить без особых затрат времени и денег. Я пытаюсь научить своих детей, что это лучшие развлечения».
Долгосрочные цели Сэнди так же просты, как и её философия радостей жизни. «Я планирую продолжить рисовать схемы для вышивки; закончить покраску кухонных шкафов, которую начала 10 лет назад, и пережить подростковый возраст моих детей», — заканчивает она со смехом.
К сожалению, больше никакой информации о Сэнди Ортон не публиковалось. Судя по всему, Sandy Orton до сих пор сотрудничает с Kooler Design Studio, ведь именно у них можно купить большинство схем дизайнера в электронном виде. А вот новых схем у Сэнди Ортон давно не выходило. Кроме того, в журнале «Treasures in needlework» (лето 1992 года) я нашла более раннюю фотографию Сэнди Ортон. На фотографии рядом с ней страница схемы «Английского семплера».
***
Заодно покажу несколько работ по схемам Сэнди Ортон. Недавно ко мне приезжала Яна Бебре (Ворчание бобра) и привозила свою вышивку Lili sampler (Семплер с лилиями) и вышивку Татьяны (TataFrost) — Spanish Sampler (Испанский семплер). Также на фотографии мой процесс English sampler (Английский семплер).
Lily sampler — один из самых вышиваемых дизайнов Sandy Orton. Когда-то семплер выпускался компанией Dimensions в виде набора, который уже снят с производства и числится в дорогих раритетах.
В данном случае Lily sampler вышит на канве равномерного переплетения 28 ct Brittney 3270/779 (Светло-серо-коричневый) Light Taupe.
Испанский семплер довольно редко вышивают. Посмотрите, какой он изящный! Вокруг герба Таня вышила своё имя и ник, город, в котором она живёт, и год, в котором процесс побывал на родине в Испании. Семплер вышит на канве равномерного переплетения 32 ct Murano 3984/264 (цвет слоновой кости) Ivory.
В своём архиве нашла фотографии с одной из встреч вышивальщиц, которая проходила два года назад в Питере. Это вышивка Надежды (ne.morrigan) — Paradise Floral (Райский цветочный семплер) тоже по схеме Sandy Orton. Очень красивый и яркий дизайн!
И заодно ещё раз покажу свой Медовый семплер (Gathering honey) по схеме Sandy Orton. Кто пропустил, два года назад я проводила целое расследование, чтобы узнать, кто же дизайнер этой схемы.
P.S. В декабре 2021 года в Москве планируется выставка вышитых работ по схемам Sandy Orton — «Открой Сэнди Ортон»
Здравствуйте, Юлия! Очень понравился райский цветочный семплер. Можно ли сейчас купить эту схему? Заглянула в Интернет, там нет предложений.
Наталья, в тексте же написано, где сейчас можно купить официально схемы в электронном формате 😉 Kooler design studio
Юлия, спасибо за ответ! Читала статью по дороге на работу и, видимо, пропустила эту информацию.
Юля, спасибо!
Пожалуйста)
Юлия, добрый день! Красиво и интересно, как всегда. Понравилась роскошная подушка. Съёмный элемент с надписью может работать как трансформер. И ещё заинтересовал красочный семплер Paradise Floral. Семплер с лилиями в этом же стиле тоже хорош, но, увы, я не люблю лилии ни в каком виде. А вот к другим семплерам я почти равнодушна, хотя ценю их красоту, изящество и сложность исполнения. Ваши статьи — это глоток красоты и позитива. Спасибо.
На самом деле у Сэнди Ортон огромное количество дизайнов! Очень жду выставку, чтобы посмотреть хотя бы часть из них
Спасибо Вам огромное Юля ,очень интересная статья и красивые работы,super
Рада, что понравилось 🙂
спасибо за рассказ.
за авторством Sandy Orton значится известный набор от Dimensions 35105 (Цветы в обрамлении) Flowers and Lace
недавно его переиздали
Так и есть