Старинные пуговицы, Роскошный ар-деко и Московская весна

В начале мая в Москве проходит довольно много интересных мероприятий, связанных с рукоделием. При желании их все можно посетить за один день, причём абсолютно бесплатно.

Я в принципе люблю рукодельные выставки, стараюсь их всегда посещать и обязательно о них рассказывать. Почему-то небольшие экспозиции практически не освещаются, информацию о них можно найти только случайно в соцсетях от знакомых. Поэтому одна из целей моего блога — привлечь внимание рукодельниц к таким событиям.

Совершенно случайно узнала, что в Бабушкинском парке проходит выставка старинных пуговиц «Пуговицы на страже моды», и что там есть даже вышитые пуговицы. В центре можно посетить выставку «Роскошный ар-деко», где представлена коллекция обуви и платьев из коллекции Назима Мустафаева (подобная выставка была в Петербурге в 2021 году рамках осеннего Крафт-базара), а также заглянуть на фестиваль «Московская весна» на Тверской площади. Также в библиотеке-читальне имени Пушкина проходит выставка вышивки «Море Изы Вотье», посвящённая творчеству французского дизайнера.

Обо всех мероприятиях по порядку.

Выставка «Пуговицы на страже моды»

С 1 по 31 мая 2022 года в Москве в Бабушкинском парке проходит выставка «Пуговицы на страже моды». Здесь представлены старинные пуговицы из частной коллекции Натальи Пристанковой. Наверное, я бы пропустила эту выставку, если бы не заметила в анонсе вышитые пуговицы.

выставка Пуговицы на страже моды, старинные винтажные пуговицы
Пуговицы-гирьки, XI – XIX вв.

История пуговиц уходит в далёкое прошлое. Первые застёжки появились, как только появилась одежда. Роль пуговиц выполняли палочки, шипы растений, мелкие косточки и другие подручные средства. Самые ранние пуговицы — из камня, янтаря, ракушек — появились несколько тысячелетий назад.

Со временем для застёгивания одежды стали использовать специальные приспособления — булавки-фибулы. С появлением кроя возникла необходимость в более совершенных застёжках.

В XVIII – XIX веках в Европе пуговичная мода достигла своего пика. На мужском костюме (до начала XIX века именно мужчины
были основными потребителями пуговиц) было очень много пуговиц, и они были вычурно прекрасны. Это стало поводом для многочисленных насмешек и карикатур над «пуговичными» модниками. Случалось так, что не пуговицы подбирали к костюму, а наряд шили под определённые пуговицы.

Во Франции в XVIII – XIX веках мастера делали очень красивые пуговицы с расписной и перегородчатой эмалью, изысканные шёлковые пуговицы и застёжки из фарфора.

выставка Пуговицы на страже моды, старинные винтажные пуговицы

Привлекла моё внимание пуговица XVIII века с фрагментом шерстяного купона с вышивкой. Раньше мужские камзолы не только шились и вышивались специально для владельца, но и приобретались в виде заготовок — купонов. Купон — это кусок ткани, на котором уже вышиты и обозначены все детали костюма, вплоть до карманов и пуговиц. Владелец мог заказать по образцам такой купон, а уже на месте его кроили и шили по нужным меркам. На выставке представлен подобный купон — кусок тёмно-зелёной шерсти с вышитым растительным орнаментом. Пуговица выполнена из той же ткани, что и купон, и украшена вышитыми цветами.

вышитая пуговица, вышивка гладью, Ткань для камзола с вышивкой, пуговица с вышитым растительным мотивом, выставка Пуговицы на страже моды, старинные винтажные пуговицы
Ткань для камзола с вышивкой, пуговица с вышитым растительным мотивом. Франция, XVIII в.

Мне сразу вспомнился мужской камзол с вышитыми пуговицами конца 1780-х годов с выставки «Красавец мужчина. Русский модник на театре».

Камзол, конец 1780-х гг. Атлас, пайетки, вышивка гладью, выставка Красавец мужчина. Русский модник на театре, вышитые пуговицы
Камзол, конец 1780-х гг. Атлас, пайетки, вышивка гладью
Камзол, конец 1780-х гг. Атлас, пайетки, вышивка гладью, выставка Красавец мужчина. Русский модник на театре, вышитые пуговицы
Камзол, конец 1780-х гг. Атлас, пайетки, вышивка гладью
Камзол, конец 1780-х гг. Атлас, пайетки, вышивка гладью, выставка Красавец мужчина. Русский модник на театре, вышитые пуговицы
Камзол, конец 1780-х гг. Атлас, пайетки, вышивка гладью
Пуговицы с вышивкой, тамбурный шов, вышивка гладью, petit point, микровышивка, Пуговицы с вышивкой, вышивка гладью, тамбурный шов, выставка Пуговицы на страже моды, старинные винтажные пуговицы
Пуговицы с вышивкой
Пуговицы с вышивкой, вышивка гладью, petit point, микровышивка, выставка Пуговицы на страже моды, старинные винтажные пуговицы
Пуговицы с вышивкой

На выставке «Пуговицы на страже моды» представлены и современные пуговицы с вышивкой, выполненные Светланой Трифоновой. Пуговицы вышиты полукрестом (petit point) антикварным натуральным шёлком по тонкой шёлковой сетке по схемам второй половины XIX века (берлинская вышивка). Плотность вышивки на пуговицах — примерно 550 стежков на квадратный сантиметр.

Пуговицы с вышивкой, вышивка гладью, petit point, микровышивка, выставка Пуговицы на страже моды, старинные винтажные пуговицы
Пуговицы с вышивкой
вышитые пуговицы, микровышивка, вышивка petit point, выставка Пуговицы на страже моды, старинные винтажные пуговицы
Пуговицы с ручной вышивкой шёлком
вышитые пуговицы, микровышивка, вышивка petit point, выставка Пуговицы на страже моды, старинные винтажные пуговицы
Пуговицы с ручной вышивкой шёлком
выставка Пуговицы на страже моды, старинные винтажные пуговицы
Застёжка-клевант. Европа, XIX в.
вышитые пуговицы, вышивка гладью, выставка Пуговицы на страже моды, старинные винтажные пуговицы
Пуговицы с вышивкой

В XVIII веке в производстве металлических пуговиц лидировала Англия. Использовались самые разные технологии: штамповка, литье, обточка, гравировка и множество других.

Пуговицы из перламутра, выставка Пуговицы на страже моды, старинные винтажные пуговицы
Пуговицы из перламутра. Европа, XIX в.
выставка Пуговицы на страже моды, старинные винтажные пуговицы
выставка Пуговицы на страже моды, старинные винтажные пуговицы

В Италии в XVIII веке появились чудесные пуговицы с микромозаикой. Крошечные пуговки были украшены в технике римской и флорентийской мозаики (pietra dura). В пуговицах с римской мозаикой изображение составляется из крошечных кусочков мрамора или смальты, во флорентийской мозаике изображение набирается из разноцветных камней твердых пород — полудрагоценных камней — агата, яшмы, гелиотропа, лазурита, перламутра, оникса).

микромозаика, выставка Пуговицы на страже моды, старинные винтажные пуговицы
Пуговицы с микромозаикой. Италия, XIX в.
микромозаика, выставка Пуговицы на страже моды, старинные винтажные пуговицы
Пуговицы с микромозаикой. Италия, XIX в.
микромозаика, выставка Пуговицы на страже моды, старинные винтажные пуговицы
Пуговицы с микромозаикой. Италия, XIX в.
микромозаика, выставка Пуговицы на страже моды, старинные винтажные пуговицы
Пуговица с микромозаикой. Италия, XIX в.
выставка Пуговицы на страже моды, старинные винтажные пуговицы

В немецком Шварцвальде мастера-резчики делали очень красивые пуговицы из оленьего рога.

На конец XIX – начало XX столетия приходится пик производства декоративных пуговиц. Возрождаются пуговицы из эмали и фарфора. Серебряные пуговицы в стиле модерн выпускались в Англии и других странах. В то время путовицы на женском платье нередко всё ещё выполняли декоративную роль.

выставка Пуговицы на страже моды, старинные винтажные пуговицы
Пуговицы с эмалью. Европа, XIX в.

Подлинной революцией в истории промышленного производства пуговиц стало применение пластмасс, которые менее чем за столетие вытеснили все остальные материалы.

выставка Пуговицы на страже моды, старинные винтажные пуговицы
Игольница и челол для спиц «Рыба». Европа, XIX в.
текстильные пуговицы, выставка Пуговицы на страже моды, старинные винтажные пуговицы
Текстильные пуговицы. Европа, XIX в.
выставка Пуговицы на страже моды, старинные винтажные пуговицы, Русские пуговицы XVII – XIX вв
Русские пуговицы XVII – XIX вв.
выставка Пуговицы на страже моды, старинные винтажные пуговицы

Крючки для застёгивания пуговиц на перчатках и ботинках были изобретен в XVII веке, но широкое распространение получили во второй половине XIX века. Маленькие крючки использовались для застёгивания пуговиц на перчатках или платье, большие — для обуви. Чтобы застегнуть пуговицу, нужно было просунуть крючок в петлю, зацепить за пуговицу и протянуть в петлю. Крючок был просто незаменим, ведь застегнуть большое количество пуговиц вручную было довольно сложно.

выставка Пуговицы на страже моды, старинные винтажные пуговицы
Крючки для застёгивания пуговиц на перчатках и ботинках. Европа, XIX в.
выставка Пуговицы на страже моды, старинные винтажные пуговицы
Пуговицы «Портреты». Европа, XIX в.

Под крючками вышивку petit point заметили? 😉

выставка Пуговицы на страже моды, старинные винтажные пуговицы
Крючки для застёгивания пуговиц на перчатках и ботинках. Европа, XIX в.
выставка Пуговицы на страже моды, старинные винтажные пуговицы

В одной из витрин представлены два зеркала с вышивкой petit point, причём у одного из них вышивкой украшена даже ручка!

выставка Пуговицы на страже моды, старинные винтажные пуговицы
Зеркало с вышивкой petit point
вышивка petit point, микровышивка, зеркало, выставка Пуговицы на страже моды, старинные винтажные пуговицы
Зеркало с вышивкой petit point
выставка Пуговицы на страже моды, старинные винтажные пуговицы
несессер, выставка Пуговицы на страже моды, старинные винтажные пуговицы
выставка Пуговицы на страже моды, старинные винтажные пуговицы
Пуговицы с ростовской финифтью. Россия, 1970-е гг.
выставка Пуговицы на страже моды, старинные винтажные пуговицы
Японские пуговицы, сплав сякудо, выставка Пуговицы на страже моды, старинные винтажные пуговицы
Японские пуговицы, сплав сякудо (сплав меди, золота и серебра). 1860 – 1880 гг.
Японские пуговицы, фарфор Сацума, выставка Пуговицы на страже моды, старинные винтажные пуговицы
Японские пуговицы, фарфор Сацума. Конец XIX – начало XX вв.
Японские пуговицы, фарфор Сацума, выставка Пуговицы на страже моды, старинные винтажные пуговицы
Японская пуговица, фарфор Сацума. Конец XIX – начало XX вв.
выставка Пуговицы на страже моды, старинные винтажные пуговицы
выставка Пуговицы на страже моды, старинные винтажные пуговицы
«Детские игры» — пуговицы из кости. Восточная Азия, XX в.
выставка Пуговицы на страже моды, старинные винтажные пуговицы
Пуговица «Мотылёк» (пластик, бумага, насекомое). Европа, 1я четверть XX в.

Выставка «Пуговицы на страже моды» проходит с 1 по 31 мая 2022 года
Адрес: Москва, Бабушкинский парк, Центр творчества и досуга, 2й этаж (ул. Меджинского, д. 6 стр. 2)
P.S. Если здание будет закрыто, обратитесь в дирекцию, которая располагается в соседнем здании)

Выставка Назима Мустафаева «Роскошный ар-деко»

До 13 мая 2022 года в Российской государственной библиотеке искусств проходит выставка «Роскошный Ар Деко», где представлена часть своей коллекции Назима Мустафаева, посвященная эпохе ар-деко. В экспозиции демонстрируется обувь и стеклярусные платья, украшавшие модниц 1920 – 30-х годов.

Выставка Роскошный ар-деко, мода платье ар деко, вышивка бисером, рубкой, музей обуви, Назим Мустафаев

Ар-деко (от франц. art déco, art décorative — декоративное искусство) — стиль в изобразительном и декоративном искусстве в Западной Европе и Америке второй четверти XX века, получивший своё название от Международной выставки декоративного искусства и промышленности в Париже 1925 года. Ар-деко впервые появился в архитектуре, моде и живописи во Франции в 1920-х годах и стал популярным в 1930—1940-е годы в международном масштабе. Этот эклектичный стиль представляет собой сочетание модерна и неоклассицизма. На стиль ар-деко также значительное влияние оказали художественные направления кубизм, конструктивизм и футуризм, сплетавшиеся с восточными, африканскими и другими экзотическими мотивами. На его развитие оказали влияние «Русские сезоны» Сергея Дягилева, вызвавшие интерес к русскому фольклору.

Выставка Роскошный ар-деко, мода платье ар деко, вышивка бисером, рубкой, музей обуви, Назим Мустафаев
Выставка Роскошный ар-деко, мода платье ар деко, вышивка бисером, рубкой, музей обуви, Назим Мустафаев
Выставка Роскошный ар-деко, мода платье ар деко, вышивка бисером, рубкой, музей обуви, Назим Мустафаев
Выставка Роскошный ар-деко, мода платье ар деко, вышивка бисером, рубкой, музей обуви, Назим Мустафаев

Стиль ар-деко — женственный, роскошный, но в то же время с некой простоты исполнения. Это стиль 1920-х годов со своими чёткими правилами и границами допустимости. Одежду ар-деко в современной моде невозможно отнести к повседневной. Такие наряды уникальны, с индивидуальной дизайнерской задумкой и больше подходят для особых случаев и значимых мероприятий.

Выставка Роскошный ар-деко, мода платье ар деко, вышивка бисером, рубкой, музей обуви, Назим Мустафаев
Выставка Роскошный ар-деко, мода платье ар деко, вышивка бисером, рубкой, музей обуви, Назим Мустафаев
Выставка Роскошный ар-деко, мода платье ар деко, вышивка бисером, рубкой, музей обуви, Назим Мустафаев
Выставка Роскошный ар-деко, мода платье ар деко, вышивка бисером, рубкой, музей обуви, Назим Мустафаев
Выставка Роскошный ар-деко, мода платье ар деко, вышивка бисером, рубкой, музей обуви, Назим Мустафаев
Выставка Роскошный ар-деко, мода платье ар деко, вышивка бисером, рубкой, музей обуви, Назим Мустафаев

Большинство платьев в стиле ар-деко были без рукавов, очень простого прямого кроя, что напоминает собой прямоугольник. Вся сложность исполнения заключается в их декоре. Простые модели из недорогой ткани украшались искусственными цветами, кружевами и несложной драпировкой. Дорогие наряды в стиле ар-деко расшивались камнями, бисером, рубкой, стеклярусом и пайетками вручную. Самым распространёнными рисунками были абстрактные узоры или геометрические фигуры.

Выставка Роскошный ар-деко, мода платье ар деко, вышивка бисером, рубкой, музей обуви, Назим Мустафаев
Выставка Роскошный ар-деко, мода платье ар деко, вышивка бисером, рубкой, музей обуви, Назим Мустафаев
Выставка Роскошный ар-деко, мода платье ар деко, вышивка бисером, рубкой, музей обуви, Назим Мустафаев

Образ дополняли туфли на каблуке, а также сумочкой или ридикюлем, расшитыми бисером (бисерные ридикюли я видела на выставке Александра Васильева «Ар-деко и мода. Золотые 20-е!» в 2009 году).

Выставка Роскошный ар-деко, мода туфли ар деко, музей обуви, Назим Мустафаев
Выставка Роскошный ар-деко, мода туфли ар деко, музей обуви, Назим Мустафаев
Выставка Роскошный ар-деко, мода туфли ар деко, музей обуви, Назим Мустафаев, Франсуа Пинэ, François Pinet, туфли с вышивкой тамбурным швом
Справа: туфли с вышивкой тамбурным швом — Франсуа Пинэ (François Pinet)
Выставка Роскошный ар-деко, мода туфли ар деко, музей обуви, Назим Мустафаев
Выставка Роскошный ар-деко, мода туфли ар деко, музей обуви, Назим Мустафаев
Выставка Роскошный ар-деко, мода туфли ар деко, музей обуви, Назим Мустафаев

Кроме изысканной обуви и платьев на выставке можно увидеть богато украшенные каблуки и пряжки.

Выставка Роскошный ар-деко, мода туфли ар деко, музей обуви, Назим Мустафаев, каблуки
Выставка Роскошный ар-деко, мода туфли ар деко, музей обуви, Назим Мустафаев, каблуки
Выставка Роскошный ар-деко, мода туфли ар деко, музей обуви, Назим Мустафаев, каблуки, пряжки
Выставка Роскошный ар-деко, мода туфли ар деко, музей обуви, Назим Мустафаев, застежка
Выставка Роскошный ар-деко, мода туфли ар деко, музей обуви, Назим Мустафаев, пряжки

Выставка «Роскошный ар-деко» проходит с 12 апреля по 13 мая 2022 в Российской государственной библиотеке искусств
Время работы: с 12:00 до 19:00, по четвергам до 20:00, кроме воскресенья и праздничных дней.
Адрес: Москва, ул. Большая Дмитровка, д. 8/1, Голубой зал

Фестиваль «Московская весна 2022»

Фестиваль «Московская весна 2022» с небольшим блошиным рынком проходит на Тверской площади с 30 апреля по 10 мая 2022.

фестиваль московская весна 2022, вышивка petit point
Вышивка petit point

И даже здесь я нашла вышивку!

фестиваль московская весна 2022, вышивка крестом, полукрестом, вышитая вешалка, вышитая сумка
фестиваль московская весна 2022, бисерная сумка
фестиваль московская весна 2022, бисерные сумочки
фестиваль московская весна 2022, наперстки
фестиваль московская весна 2022, кукольная мебель
фестиваль московская весна 2022, Тверская площадь
Фестиваль на Тверской площади

✉️

Не пропустите новые статьи!

Уведомления о новых публикациях в блоге будут приходить на Вашу электронную почту. При желании Вы всегда сможете отписаться от рассылки.

10 комментариев к “Старинные пуговицы, Роскошный ар-деко и Московская весна”

  1. 550 крестиков в 1 см — 55 крестиков в 1 мм. Как это возможно??? Какая должна быть игла??? Немыслимо!!!
    Обалденно!
    Спасибо, Юля!!!

    Ответить
        • Вообще у меня подозрение, что в описании на выставке небольшая ошибка — 800 стежков в квадратном дюйме (2,5 см). У шелковой сетки обычно указывают количество стежков именно в дюйме

          Ответить
  2. Юлия! Обожаю пуговицы! У нас раньше купить красивые пуговицы было большим везением. В детстве я с мамой обтягивала пуговицы тканью, даже такие специальные пуговицы были. Я как-то купила пуговицы, не устояла, уж очень были хороши, а потом под них искала ткань. В студенческие годы из пуговицы с небольшим добавлением сделала брошь. Купила как-то пальто с супатной застежкой и единственной пуговицей у воротника — жуткий пластиковый монстр. Я сразу же с приобретённым пальто отправилась в отдел пуговиц и подобрала другую, чем очень удивила продавщицу. Многие потом оценили именно пуговицу, а не новое пальто. Повезло, что было из чего выбрать! Так что Вашу статью читала с большим удовольствием. Выставку Назима Мустафаева тоже приятно было вспомнить. Спасибо большое!

    Ответить
  3. Юлия, спасибо большое за такой подробный обзор моей коллекции. Очень приятно. А по поводу микровышивки Светланы Трифоновой — это не ошибка. Описание вышивки я взяла у мастера. Вот ее страничка в Инстаграм https://instagram.com/strifonova_s?igshid=YmMyMTA2M2Y= Размер пуговиц с желудями — намного меньше сантиметра, вышивка заполняете всю поверхность (и фон).

    Ответить
    • Наталья, спасибо за комментарий! Оказывается, я давно подписана на Светлану 🙂
      А выставка очень интересная получилась!

      Ответить
  4. Очень интересные выставки. Я даже и не подозревала, что изготовление пуговиц это такое искусство. Вышивка, мозаика, фарфор… какая красота и разнообразие! Юлия, спасибо за рассказ и фотографии!

    Ответить

Оставьте комментарий