Сейчас в Эрмитаже проходит интересная выставка — «Испанский стиль: стекло и художественный текстиль XVI–XIX веков в собрании Эрмитажа» проходит с 23 февраля по 18 сентября 2022 года в Синей спальне Зимнего дворца. Здесь представлены изделия из стекла и образцы тканей, вышивки и кружева, созданные испанскими мастерами в XVI — начале XIX века.
В художественном текстиле Испания, опираясь на свои традиции и используя в том числе исламские орнаменты и сочетание геометрических узоров, смогла создать самобытный и неповторимый стиль. Добавление золочёных и серебряных нитей, отделка драгоценными камнями придавали изделиям особую пышность и роскошь.
Почему организаторы выставки решили объединить стекло и текстиль? С одной стороны, стекло и текстиль — совершенно разные предметы. А с другой стороны, если присмотреться, рисунки, орнаменты, линии и формы повторяются как в стеклянных изделиях, так и в тканях, тем самым показывая яркий, самобытный характер декоративно-прикладного искусства Испании. Изделия, выполненные в похожем стиле, выставлены в отдельных витринах.
Уже в XIII веке в мусульманских на тот момент городах (Толедо, Гранаде, Севилье и др.) было налажено шёлкоткачество. В изделиях сохранились традиции мавританского наследия, но со своим видением. Испанские ткачи использовали технику камки, которая усиливала игру бликов на поверхности шёлковых тканей, а двуцветная камка позволяла подчеркнуть двусторонний узор. Для создания более плотных материй к шёлковым нитям добавляли льняные. Помимо бархата с пушистой поверхностью, производилось большое количество тканей с серебряной или золоченой нитью.
Испанская вышивка и кружева, прежде всего, отличаются выбором мотивов и своеобразием их трактовки, а также техническими приемами исполнения.
В аппликации испанские ремесленники использовали большое количество разнообразных материалов. Узор выкладывался однотонными тканями разного цвета. Узоры чаще всего были геометрические, напоминающие кованые металлические изделия. По краю узор обводился (иногда в два ряда) толстым шнуром, который пришивали крупными стежками. Это техника зеркальной аппликации, близкая к инкрустации, когда детали орнамента словно врезаны один в другой.

Орнаментальные формы и стилизованные цветочные мотивы (чаще всего гвоздики) декорировали кожаными блёстками-пайетками — маленькими кружками или ромбиками из так называемых «золочёных» кож, производством которых славилась Испания. Кожаные блёстки располагались в определённом порядке, дополняя элементы узора. Использование «золочёной» кожи является яркой национальной особенностью декора испанских вышивок.

Интересен фрагмент ткани с аппликацией из шёлковых тканей разных цветов по шёлковой основе. Контуры орнамента обшиты кручёным шнуром. Также мы видим на этом образце золочёные кожаные блёстки. По краю фрагмента пришита тесьма из кожи.


В испанском кружеве с XVI века использовались те же техники, что и в других европейских странах, но были и сугубо национальные варианты кружевоплетения. Салфетки, накидки на подушки, скатерти и другие изделия отделывались цветным игольным кружевом с добавлением металлических нитей.

Узкая полоса цветной ажурной вышивки с изображением цветочного орнамента, чередующимся с фигурами крылатых драконов, привлекает к себе внимание. Взгляд то и дело останавливается на этом блестящем кружеве, шитом иглой. Основные элементы узора выполнены цветным шёлком с использованием золочёной нити.


Кружево «соль» (исп. sol – «солнце») — игольное кружево из льняных нитей с узором из круглых дисков-розеток, заполненных геометрическими или сильно стилизованными растительными мотивами. Испанские кружевницы переняли орнаментальные формы мавританского искусства более раннего времени и смогли воплотить их в белоснежных нитях.
Мотивы солнечного диска с отходящими от него лучами можно видеть и в произведениях испанских стеклодувов. Такие узоры, выполненные в контрастном голубом цвете, украшают сервировочные блюда.
Ещё один образец кружева, сплетённого на коклюшках. Узор чётко читается на сетке кружева. Крупные элементы узора, распластанность и статичность присущи испанским образцам кружевоплетения XVII века. Так своеобразно проявилась в кружеве тенденция искусства стиля барокко.
Белая вышивка по филейной сетке отличается грубоватостью исполнения, крупными ячейками сетки и монументальными орнаментальными формами. Это было свойственно именно испанским вышивкам по филейной сетке. Такие работы могли служить как подзорами в церковном, так и светском интерьере.
Покровы, или оффертори (offertоry), ипользовались для украшения католических церквей. Покровы были либо широкими прямоугольной формы из светлой льняной ткани с яркими вышитыми композициями в центре, либо в виде узких полос, часто из небеленого льна, с широкой каймой шитья из разноцветных нитей по краям. Для вышивки использовали некручёный шёлк синего, зеленого и оранжевого цветов. Узор вышивали в технике двуcторонней глади, которая дает эффект гладкой блестящей поверхности с лицевой и изнаночной стороны работы. Характерные мотивы испанской вышивки: цветы, плоды граната, птицы с цветком в клювах, фантастические звери, напоминающие львов с хвостами, похожими на хвосты драконов, которые заканчивались цветком или широким листом.

На данном покрове вышиты фантастические животные, представляющие собой гибридов из головы дельфина, туловища льва и хвоста в виде скелета рыбы. Контуры спин звернй декорированы схематичным обозначением гривы или шипами.


Оба покрова вышиты шёлковыми нитями по льняной основе. Вышивка по свободному контуру, внутри которой мотивы заполнены двусторонней счётной гладью.

Центральное поле прямоугольного полотнища небелёной льняной ткани с чередованием прошивок занимает изображение двух львов возле вазы. Крупные фигуры животных, вышитые разноцветным шёлком, трактованы очень декоративно, с элементами экзотики. Их туловища украшает геометрический орнамент в виде ромбов и зигзагов, а хвост заканчивается цветком. Центральный мотив окружает ажурная сетка с геометрическими узорами (строчевая вышивка). Ещё одним цветовым акцентом является розовая шёлковая лента, уложенная зигзагом. Вышивку дополняют разноцветные кисточки из шёлковых нитей.

Ещё один образец покрова с изображением фантастических зверей, птиц и стилированных крупных цветов, которые занимают центральное поле прямоугольного полотнища небелёной льняной ткани со вставками ажурной вышивки. Сверху и снизу — кайма из чередующихся фигурок птиц и животных, но меньшего размера. Вышивка выполнена в зеленовато-золотистых оттенках с вкраплением синих — типичная гамма региона Саламанки. Орнаментальные мотивы, созданные под влиянием искусства стран Латинской Америки, очень характерны для испанской вышивки XVII века.

Как мы видим, для испанской вышивки также свойственны чередование, ритмичность и симметричность композиции.



Покров с изображением завитков и стилизованных побегов также необычен, в первую очередь, тем, что в основном вышит петельным швом с добавлением шва «козлик» и счётной глади. Вышивка, выполненная довольно толстыми льняными нитями, придаёт поверхности шероховатость. Стежки петельного шва вышиты одинаковой высоты и на одинаковом расстоянии друг от друга. Цветовая гамма выдержана в коричневых и голубых тонах. Подобные покровы использовались для украшения католических храмов.

Ещё один покров, притягивающий взгляд, — с изображением букетов, птиц и животных. Узор вышит шёлком двусторонней гладью. Внутри каждого элемента также видим чёткий узор в виде зигзагов, которые образованы стежками счётной глади. Вокруг вышивки гладью — строчевая вышивка по выдергу. Сочетание композиций из ажурных монохромных геометрических мотивов и полихромной вышивки шёлком является отличительной особенностью испанских изделий XVII века, предназначенных для украшения католических храмов.






Эти два покрова вышиты на тонкой домотканной ткани шёлковыми нитками в технике двусторонней глади и стебельчатым швом. Вышивка настолько качественно выполнена, что очень сложно определить, где здесь лицевая сторона, а где изнаночная. Это образцы домашней работы; такие покровы в Испании прихожане приносили в храм в качестве подношений.



Вышивка тёмным или чёрным шёлком — ещё одна из примечательных черт испанского текстиля. Тёмным шёлком украшали скатерти, узкие покровы, а позже — в XIX веке — детали женского костюма и аксессуаров. Монохромный узор из шёлковых нитей контрастно выделялся на светлом фоне льняных тканей. Узоры выбирались традиционные: цветы гвоздики, тюльпана, букеты в вазах, фигурки птиц и животных.

Лично меня скатерть, вышитая чёрным толстым некручёным шёлком, впечатлила больше всего. Здесь вышивка по свободному контуру, а внутри неё заполнение счётной двусторонней гладью, которая, в свою очередь, образует орнамент внутри элементов. За счёт толстого шёлка вышивка смотрится объёмной. Чёрный шёлк со временем полинял, в итоге ткань получила такой необычный окрас.

По нижнему краю узор сгруппирован в широкую кайму, где чередуются птицы и чаши с гвоздиками. Средняя часть скатерти заполнена одиночными элементами: букетами из крупных тюльпанов, плодов граната и птицами с цветком тюльпана в клюве. Фигуры фантастических львов имеют орнаментально украшенные хвосты, которые также заканчиваются цветком. Как мы видим, на скатерти преобладают тюльпаны, очень популярные в XIX веке, делая отсылку на восток, а также фантастические львы, которые, скорее всего, навеяны походами в Южное полушарие.





Вышивка с вазонами с цветами и птицами выполнена по синему бархату серебряными и шёлковыми нитками в технике рельефного шитья и глади. Вышивка чуть приподнята над фоном за счёт рельефного шитья, а серебряные нити придают ей блеск. Ткань обшита вязаной каймой с кистями — редкий пример сохранившейся отделки в произведениях шитья.


Екатерина Хохлова, с которой мы вместе ходили на мероприятие, записала интересное видео про эту выставку. Очень советую посмотреть его.
Выставка «Испанский стиль: стекло и художественный текстиль XVI—XIX веков в собрании Эрмитажа» проходит с 23 февраля по 18 сентября 2022 года в Синей спальне Зимнего дворца
Адрес: Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
При написании статьи использованы материалы каталога «Испанский стиль», авторы Е. А. Анисимова и Т. Н. Косоурова. Санкт-Петербург : Издательство Государственного Эрмитажа, 2022
***
Пройдёмся по Эрмитажу — здесь можно найти много вышитых изделий.
Если присмотреться, можно увидеть вышивку на скатерти.
Про экран для камина, вышитый стеклярусом, я уже рассказывала — здесь техника вышивки, схожая с той, в которой вышиты панно в знаменитом Стеклярусном кабинете.
Диван, вышитый гобеленовым швом. Если присмотреться, фигуры вышиты более мелким швом (petit point), а фон — более крупным.
Мне кажется, этот столик с вышитой бисером столешницей, чаще всего мелькает у любителей вышивки 🙂
Я впервые увидела знаменитую библиотеку в Эрмитаже! Она невероятная!
Если не знаете, куда сходить в Питере этим летом, посетите Эрмитаж 😉
Юлия! Добрый день! Рада Вашей новой статье! В такую мрачную погоду изумительные работы из солнечной Испании вселяют оптимизм. Потрясающее мастерство! Буду ещё смотреть, потому что пока увидела только вышивку, хотя стекло тоже люблю, но оно сейчас прошло по краю внимания. Юлия, я настолько полюбила Ваш стиль подачи материала, такой сдержанный, элегантный, достаточно краткий, но предельно наполненный информацией, что все другие невольно сравниваю с ним. Я, конечно, попытаюсь ещё раз начать смотреть видео Екатерины Хохловой, но не в обиду ей будь сказано, посмотрев довольно много, так и не услышала ничего нового о выставке и не увидела экспонатов. Было много слов, не интересного видеоряда и мало информации. Вы же успели профессионально и с прекрасными фотографиями рассказать о всей выставке плюс прошлись и по другим залам, найдя там прикладную вышивку. Если у кого-то после Вашей статьи появится желание узнать предмет глубже, всегда можно найти дополнительную информацию. А для меня достаточно удовольствия от увиденной красоты, так как вряд ли буду вышивать в подобной технике, а о незнакомом вышивальном термине смогу почитать и в интернете. У Вас несомненный писательский талант, профессиональный интерес к вышивке, мастерство вышивальщицы и отличный вкус. Спасибо. Всего доброго! С уважением, Надежда.
Надежда, здравствуйте! Спасибо за комментарий и за комплименты!
Жаль, что вам видео Екатерины не понравилось… По-моему она очень детально всё рассказывает и показывает, причем с профессиональной точки зрения. Но тут уже кому что больше нравится: фото или видео. Мне кажется, в данном случае видео Екатерины более полно рассказывает о выставке 🙂
Юленька, огромное спасибо))) Испанский стиль напомнил мне работы моей бабушки Кати: папиной мамы.
Она была большая мастерица, прекрасно шила, вышивала, а какие цветы прекрасные выращивала. И вот эти испанские красоты так похожи на дорожки, что лежали у бабушки на комоде, висели на спинке дивана. В них тоже были вырезанные кусочки ткани, не знаю как правильно это назвать. Я помню цветочные узоры.
Так приятно вспомнить эти мгновения детства.
СПАСИБО!!!!!!!!!)))))
Пожалуйста 🙂
А бабушки наши вышивали ришелье, белую строчку, гладью…