Проходя мимо музея Боде в Берлине, обратила внимание на яркую афишу, на которой была изображен фрагмент египетской ткани. Это была реклама выставки Think big! (Мысли масштабно!), которая сейчас проходит в музее. По краткому описанию экспозиции я сначала предположила, что мастерица делает копии старинных тканей. Когда же пришла на выставку, поняла, что художница Гейл Ротчайлд (Gail Rothschild) пишет изображения коптских тканей, прорисовывая каждую ниточку ткани.
Египетские гобелены первого тысячелетия нашей эры стали отправной точкой для нового проекта нью-йоркской художницы Гейл Ротчайлд в коллаборации с берлинским музеем Боде. В своих картинах она прослеживает процессы создания и разрушения, а также иногда юмористические мотивы археологических тканей.
На выставке Think big! представлено 9 картин Gail Rothschild, а также 9 оригинальных египетских тканей IV–IX веков из коллекции музея Боде.
Гейл Ротчайлд родилась в 1959 году в Нью-Йорке, сейчас живет в Бруклине. После окончания Йельского университета Ротчайлд начала карьеру путешествующего художника. Для музеев и колледжей в Соединенных Штатах она создала специализированные инсталляции, посвящённые истории женщин и коренных народов страны. В сотрудничестве с международными музеями Ротчайлд изображает на своих картинах археологические фрагменты текстиля, прорисовывая его структуру и фактуру.
Музей Боде предложил художнице сотрудничество: написать несколько картин для выставки. Берлинский музей византийского искусства владеет крупнейшей коллекцией текстиля из Египта (на сегодняшний день порядка 2000 образцов). Куратор и реставратор показали Гейл Ротчайлд текстильные сокровища, с которыми она работала в последующие три года. Её очаровывают яркие краски текстиля IV века, который выглядит очень современно.
Гейл могла работать с материалами максимально близко. Сначала были сделаны детальные фотографии египетского текстиля. Именно по качественным фотографиям Гейл пишет свои картины. Порой приходится увеличивать фотографии для максимума, чтобы рассмотреть, точное переплетение нитей, где какая продолжается.
«Когда я рисую старинный текстиль, на ум приходит так много вещей. Я знаю его создателя, прядение волокна, структуру его переплетения, его первоначальное использование и тело, к которому оно прикасалось», — описывает Ротчайлд свои ощущения. В своих монументальных картинах она превращает красочные фрагменты старинного текстиля, которые в 1900-е годы очаровывали многих выдающихся художников, театральных деятелей и кутюрье, в произведения искусства XXI века.
Только на первый взгляд её картины кажутся простыми копиями; на самом деле это самостоятельные произведения искусства, обладающие динамизмом и привлекательностью. Словно через увеличительную линзу, они позволяют заглянуть в глубины текстильных структур. В сочетании с оригинальными тканями возникает поразительное взаимодействие между современным искусством и культурой прошлого.
Когда-то это была туника из красной шерсти с симметрично нанесенным декором на передней и задней частях. Изображение напоминает комиксы. Мы видим повторяющуюся группу фигур, состоящую из сидящего человека с обнажённым ребёнком, лежащим на коленях, чередующуюся с одной стоящей фигурой. Тема, которая, возможно, может представлять собой наказание, необычна и поэтому трудна для интерпретации.
Скорее всего, Гейл Ротчайлд была очарована формой изображения на фрагменте ткани. Если перевернуть фрагмент, он становится похож на фигуру человека. Картина называется «Голова и плечи». Именно эта картина размещена на афише выставки.
Изящная женская фигура с цветочной гирляндой в руке и венком из листьев в волосах напоминает Гейл Ротчайлд богиню природы. Картина «Хозяйка вечности», вдохновленная этим гобеленом, носит имя древнеегипетской богини Ренпет, олицетворяющей плодородие, молодость и весну. Эти качества также приписываются богу вина Дионису и его окружению. Фигура когда-то была частью большого гобелена. Женщина на картине изображена со слегка наклонённой влево головой. Большие глаза, прямой нос и губы подчеркивают её лицо. Волосы уложены ровными волнами и украшены венком из разноцветных цветов и листьев. Голубой нимб, как сияние славы, окружает ее голову. Женщина одета в фиолетовую тунику, украшенную жёлто-красными продольными полосками и воротником того же цвета, декор которого имитирует драгоценные камни. Туника стянута ниже груди поясом с овальной застежкой. Поверх туники женщина носит мантию в зеленоватых тонах, перекинутую через левое плечо и охватывающую нижнюю юбку, сохранившуюся до колен. Легким движением она держит в правой руке гирлянду с плетеным цветком.

Фрагмент ткани — это часть плеча на одежде без рукавов из зелёной шерстяной ткани, которая, судя по её по пропорциям, вероятно, предназначалась для ребенка. Вполне возможно, что это часть тканой прямой туники без рукавов или платья. На фрагменте изображено полукруглое отверстие для шеи, обшитое тесьмой, которая украшена ромбами и окаймлена продольными линиями. Тесьмой также декорирована область плеча и пройма. Заштопанная область, выполненная грубыми стежками, указывает на то, что предмет одежды часто носили, ткань изнашивалась и требовала ремонта.

Гейл Ротчайлд перевернула фрагмент платья и превратила его в Левиафана — драконоподобного монстра из мифологии, который рыщет по бушующим морям. Эта метаморфоза подчеркивается движущимся сине-фиолетовым фоном, напоминающим бушующее море, придающим произведению особую динамику.

Под названием «Пастуший пирог» (Shepherd’s Pie) Гейл Ротчайлд ссылается на живописный мотив гобелена. Её привлекло, прежде всего, сопоставление различных текстильных структур с живописной реализацией остатков ткани с красочным использованием.
Она изобразила фрагмент, первоначально от туники, таким, каким он был до консервации. Мы видим два слоя: базовую ткань натурального цвета с вертикальными структурными полосками и основной рисунок. В изношенном месте в нижней части ткани появляются свободно лежащие нити, которые были бы видны только с задней стороны. В ходе консервации края ткани загнуты внутрь, а также под гобелен подложена красная ткань соответствующего цвета, чтобы сделать фигуры — двух пастухов, пасущихся овец и козу с резвящейся между ними собакой — более узнаваемыми. Судя по кручению нитей, туника, которой когда-то принадлежал фрагмент, вероятно является импортным продуктом с Ближнего Востока. Базовая ткань и иллюстрация были изготовлены из чрезвычайно тонкой пряжи, что свидетельствует о высоком ремесленном качестве.
Фрагмент ткани с конным рисунком (Египет, VIII–XI вв.) — шерсть и лен, гобеленовое плетение. Одежда в горошек у всадника на этом фрагменте ткани вдохновила Гейл Ротчайлд назвать свою работу «Пижамный парень мечтает о польском всаднике». «Польский всадник» — картина, приписываемая Рембрандту, а «пижама» всадника происходит от восточного костюма для верховой езды. Точки, вероятно, представляют собой какую-то форму брони. Скорее всего, фрагмент был вырван из ткани большего размера и казалась достойной сохранения, несмотря на нанесённый ей ущерб. Художнице пришлось предпринять несколько попыток рисования, чтобы понять, что нити в ткани связываются попарно при переходе от основной ткани к изображению. Это типичная особенность для текстиля с мотивами, которые были непосредственно включены в основную ткань.
Картина «Обожание» отсылает зрителя к реальной сцене с круглого орнамента, который когда-то украшал тунику на колене или плече. На ней изображено Поклонение волхвов, основанное на Евангелии от Матфея. В нижнем центре Мадонна восседает на троне с Младенцем Христом. Перед ней стоит один из трёх волхвов, преподнося дар. Из-за нехватки места два других волхва изображены выше, по бокам от ангела.
На картине «Vanitas» изображена полная корзина фруктов. Картина показывает скоротечность всего земного: фрукты символизируют изобилие и плодородие, богатство и процветание. Гнилые и испорченные фрукты часто изображаются в сочетании со свежими фруктами, указывая на то, что они не хранятся долго. В то же время повреждённое состояние гобелена, который, вероятно, когда-то украшал занавеску или одеяло, символизирует этот упадок.
Картина «Распутывание» — нарисованная интерпретация фрагмента ткани из плечевой части туники. Художник запечатлела неизбежный износ любого текстиля с течением времени вплоть до распада. Эта картина подчеркивает мимолетность и материальность более явно, чем другие произведения на выставке. Прямоугольная вставка изображает пасторальную сцену. Оба фрагмента состоят из чрезвычайно тонких нитей, свидетельствующих о высоком качестве одежды, которую они когда-то украшали.

Выставка Think big! (Мысли масштабно!) проходит с 1 июля по 31 октября 2022 года в музее Боде (Bode-Museum)
Адрес: Am Kupfergraben, 10117 Berlin
Время работы: вт–сб, с 10:00 до 18:00; пн — выходной
Музей Боде (нем. Bode-Museum) — художественный музей в составе ансамбля Музейного острова в Берлине, в котором размещаются экспозиции Скульптурного собрания, Музея византийского искусства и Монетного кабинета.
Юленька, СПАСИБО))))
Рассказ о необычном для меня искусстве. Взгляд на мир, на прошлое под другим углом.
Эти кусочки платьев навевают капельку грусти. Когда-то эти платья носили девушки, женщины,
Радовали их. Может быть они бегали в них на свидания. И все исчезло, растворилось в веках.
А кошелек, такой милый. Какая история скрыта за ним.
Музей красивый, монументальный.
Мне напомнил Эрмитаж. Была я в Эрмитаже сто лет назад.
Спасибо)))))
Да, интересная выставка)
Юлия, большое спасибо за рассказ, фотографии и видео о таком необычном виде живописи. Очень и очень интересно и познавательно.
Рада, что понравилось)