Я собиралась написать статью про мой первый опыт оформления вышивки в рамку в одной из багетных мастерских Берлина. Но что-то пошло не так. Как уже понятно из названия, вышивку в итоге я натягивала сама :)) Но обо всё по порядку: сначала расскажу про мой первый опыт заказа рамки в багетной мастерской Берлина, а затем будет пошаговый мастер-класс по натяжке вышивки своими руками.
Ещё осенью я решила оформить в раму свой новый кофейный семплер Just say coffee от Heartstring Samplery.
Сначала я хотела пойти простым путем — купить в магазине обычную рамку, ведь вышивка подходила под размер стандартной фоторамки 24х30 см. Но оказалось, что рамки такого размера, как бы помягче сказать, унылые.
В итоге решила попробовать заказать раму в багетной мастерской. Однако в багетных мастерских, в которые я заходила, выбор багета был таким же унылым. Тут нет десятков сотен образцов багета, как в российских мастерских. На стенде обычно представлены либо простенькие варианты, либо массивные золотые багеты в стиле «а-ля Эрмитаж».
На втором этаже магазина для художников Modulor (про него я рассказывала в статье «Рукодельные магазины в Берлине и других городах Германии») есть багетная мастерская с небольшим стендом, где представлены багеты, которые, на мой вкус, могут подойти к вышивкам.
Решила ради интереса попросить посчитать стоимость рамки без паспарту и натяжки, но с музейным стеклом для кофейного семплера. Меня пугали, что рамы в багетных мастерских Германии стоят очень дорого. Каково же было моё удивление, когда мне озвучили стоимость в 66€. Примерно в эту стоимость обошлась бы рамка среднего размера в России (сравниваю с ценами на начало 2022 года, т.к. не знаю, на сколько поднялись цены на багет и музейное стекло в России). Обещали сделать рамку за две недели. Но вот натягивать вышивку решила сама. Почему? По-моему, вышивку они увидели впервые :))
Какие нюансы были при оформлении вышивки в берлинской мастерской:
- Багет выбирала самостоятельно без помощи консультанта (как я подбираю оформление). У меня были сомнения по поводу оттенка багета — выбирала между двумя оттенками. Сотрудница мастерской просто сказала взять тот багет, который мне больше нравится, и который подходит под интерьер. Ну, так себе совет… Особенно учитывая то, что во многих квартирах Берлина стены белые, то подойдёт практически любая картина (грубо говоря, конечно).
- Поля у вышивки тоже определяла сама. Прямо в мастерской выложила с помощью паспарту световое окно, потом просто сообщила итоговый размер приёмщице, напомнив, что надо сюда добавить по 0,6 см с каждой стороны на пазы (иначе по 5-6 мм вышивки уйдёт под багет, если у вас вышивка с чётко очерченными полями). Если бы я это не уточнила, то «окно» рамы было бы меньше нужного мне размера (смотрите ниже подробное описание расчёта).
- Натягивать буду сама, т.к. не уверена, что тут вообще умеют натягивать вышивки. Мне показалось, что они вообще впервые вышивку увидели. В основном здесь оформляют картины и фотографии.


То есть в отличие от России, где вам в мастерской могут помочь подобрать оформление, тут всё выбираешь сам. Возможно, сотрудница багетной мастерской просто поняла, что я и сама справлюсь с подбором оформления, поэтому и не предложила помощь. Но и помочь в выборе оттенка багета тоже не смогла.
Я уже подробно рассказывала, как я подбираю оформление для вышивки (багет, паспарту, поля и т.п.), поэтому сразу перейду к тому, как самостоятельно натянуть вышивку.
Через две недели рама была готова. Почему-то при её получении я не проверила ни соответствие рамки размеру, ни стекло… Уже дома обнаружила, что музейное стекло у меня с браком — на нём разводы, которые не отмываются. Но хотя бы размер «окна» рамы соответствует заказанному. Ещё сюрпризом стало, что к раме не прилагался картон, на который натягивать вышивку. Пришлось съездить в магазин для творчества Idee и купить там пенокартон (foam board) толщиной 3 мм. Заодно купила толстую нить Gutermann (аналог российской нити №100) и портновские булавки в виде гвоздиков Prym — с помощью булавок и нитей я буду натягивать вышивку на пенокартон.
Как самостоятельно натянуть вышивку с помощью нитей?
Сразу скажу: я не специалист по натяжке, а рассказываю о том, как я оформляю вышивки для себя.
Раньше я натягивала вышивки на двусторонний скотч, но в итоге со временем на ткани проявились жёлтые следы от клея скотча, которые очень сложно потом вывести. Но всё-таки их возможно вывести — об этом я тоже рассказывала.
Сейчас я перешла на натяжку вышивки с помощью нитей.
Считается, что натяжка вышивка нитками — это классический способ, но в багетных мастерских редко так делают, т.к. для него требуется больше времени и усилий. Однако справиться с такой натяжкой может любая вышивальщица. Это обратимый способ натяжки, то есть при желании можно разобрать вышивку, постирать и снова переоформить.
1. Сначала надо определиться с границами вышивки. Это надо сделать ещё до выбора рамки (или по крайней мере во время процесса выбора багета)! Если у вас вышивка с не полной зашивкой, то сначала надо решить, какими будут отступы от вышивки до рамы (поля) и добавить с каждой стороны ширину пазов багета (обычно на образце багета указывают эту цифру — от 0,5 до 1 см; либо можно измерить ширину паза самостоятельно линейкой). В моём случае поля составили по 2 см с каждой стороны + по 0,6 см пазы. У меня вышивка 18х25 см. Соответственно, размер светового окна (окна рамы) получился 2+18+2 х 2+25+2 = 22х29 см. И с каждой стороны добавила по 0,6 см — это будет не видимая часть, которая уйдет под раму. Итого границы вышивки получились 0,6+22+0,6 х 0,6+29+0,6 = 23,2х30,2 см. Именно этот размер я сообщила сотруднице багетной мастерской. Если бы я сказала, что размер вышивки 22х29 см, то поля получились бы не по 2 см, а по 1,5. Если у вас вышивка со сплошной зашивкой, к размеру вышивки просто прибавляете размер пазов. Если вы дистанционно заказываете раму, сообщите размер видимой части и напишите, чтобы не забыли добавить под пазы.
2. После того, как я рассчитала размер вышивки, для своего удобства булавками прямо на вышивке размечаю поля с учётом пазов багета. Далее надо вырезать пенокартон такого же размера (если вышивка небольшая, можно натягивать вышивку на паспарту; если же вышивка большая, паспарту не выдержит и деформируется). Либо можно сделать проще: замерить размер задника для рамы — это и будет размер основы, на которую надо натянуть вышивку.
3. Затем приступаю к натяжке вышивки на пернокартон. С помощью портновских булавок в виде гвоздиков предварительно закрепляю вышивку на пенокартоне, вставляя булавки в ребро пенокартона. Если видите, что поля смещаются, на этом этапе можно их поправить, перенатянув, как надо.
4. Когда видим, что вышивка натянута ровно и без перекосов, приступаем к непосредственной натяжке вышивки с помощью нити. Кто-то отрезает просто длинную нить, я же нить не отрезала, отматывала её прямо от катушки, вставив свободный конец нити в толстую иглу. Наша цель — проложить длинные «стежки» от одной стороны вышивки на противоположную. В идеале надо прошивать через каждый 1-1,5 см. У меня вышло примерно через 1,5-2 см. Кто-то советует начинать прошивать с середины, я начала слева направо — мне просто так удобнее. Когда все «стежки» проложены, надо хорошенько натянуть нить, чтобы всё было плотно без провисаний. Поэтому мне удобнее было прошивать нитью, не обрезая её от катушки. Когда нити подтянула, закрепляю её с обеих сторон и обрезаю.
5. Теперь надо также проложить нити между двумя другими сторонами вышивки. Делаем всё точно также, как и с первыми двумя сторонами. Подтягиваем нити.
6. Теперь осталось вынуть булавки, которыми мы первоначально закрепляли вышивку на пенокартоне. Теоретически можно булавки не вынимать, но никто не знает, как булавки поведут себя со временем: вдруг они заржавеют, тогда на вышивке останутся следы.
7. Перед тем, как установить вышивку в раму, если у вас вышивка со стеклом, обязательно почистите стекло с двух сторон, чтобы на нём не было отпечатков, пыли и т.п. Если у вас музейное стекло, обязательно прочитайте, как ухаживать за музейным стеклом — есть нюансы!
8. Осталось вставить вышивку в рамку, не забыв расправить уголки вышивки. Кто-то их зашивает нитью; мне это не потребовалось. Вот так выглядит задняя часть рамки: крепления и два подвеса в виде «крокодильчиков». Не знаю, как эти подвесы ведут себя — я ими не пользовалась, но как-то доверия они мне не внушают. Раньше я всегда заказывала подвес на тросик.
Вот такая работа в итоге у меня получилась. Выбрала деревянный потёртый, «потрескавшийся» багет — люблю такой под примитивы. В идеале хотелось бы менее массивный, но другого не нашлось — выбирала из того, что было в наличии.
Вот так вышивка смотрится на нашей кухне.
Вышивку вешать не стала, она у нас просто стоит на столешнице в месте, где делаем кофе. Музейное стекло, хоть с браком, я всё же оставила — брак практически не видно, зато стекло защищает вышивку. На кухне вышивку без стекла я бы не рискнула повесить или поставить.
Кстати, заметили, что в отличие от «Кофейного квакера» кофейный семплер Just say coffee более зимний? Тут и олень, и снежинки, да и в целом он как-то напоминает норвежские узоры. Всю зиму рядом с оформленным семплером простояли еловые веточки в кружке для глинтвейна в виде снеговика.
Вот такой вот был мой первый опыт оформления вышивки в багетной мастерской Берлина. В принципе работа берлинской багетной мастерской меня устроила — раму сделали хорошо. Из нареканий только то, что музейное стекло с браком оказалось.
Дизайн: Say Coffee: the Magical Elixir Series №6 / Скажи Кофе от Heartstring Samplery
Очень крутая статья! Спасибо! Чую, в какое-то время придётся ею воспользоваться 🙂
Надеюсь, она поможет, и у вас все получится!
Спасибо,Юлия,за такое подробное описание всего процесса!
Пожалуйста)
Спасибо, Юлечка! Как всегда очень доходчиво и интересно. В наши нелегкие времена — очень пригодится…
Пожалуйста)
Что то слишком мудрено и сложно. А стирать вы как будете, каждый раз потом натягивать? Так это канва не выдержит многоразового натягивания. Я сделала по периметру подклад и видела резинку. Надевается и снимается. Можно снять и постирать, как запылится. Под стекло вышивку не оформляю, оно слишком «утяжеляет» и «прячет» тонкость работ.
Хорошей натяжки с «резинкой» точно не получится.
Кому что. Я за качество.
Да и вышивка стирается в лучше случае раз в 10 лет
Юлечка,здравствуй!Спасибо за твой кофейный хваст.Мне очень понравилась и вышивка и рамка.А уж то что ты все рассказала это просто мне находка.Я ещё сама ничего не натягивала.Начала с пасхальных яиц от МХ.Так что твой рассказ мне пригодится.Спасибо и приветы из Москвы.Елена.Ps.Вчера была на ФР.Очень понравилось,конечно маловато товаров из привозных..,но они есть.Зато наши разработки стали интересней и смотрибельней.А вкусняшек сколько…глаза разбежались.
Елена, спасибо!
Что на «Формуле» понравилось? Я сегодня опубликовала репортаж 🙂